Регион: Выбрать регион
Сейчас: 29 марта 12:38:35
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Логистические риски: виды, классификация и методы оценки

В настоящей работе представлена статья о логистических рисках, их видах, классификациях и методах оценки. Благодаря этой статье можно узнать, как избежать рисков на предприятии или какие существуют методы их устранения.

Ключевые слова: риск, причины возникновения риска, виды рисков в логистике,  классификация рисков, система «управления риском», идентификация риска, оценка рисков и определение ущербов, методы оценки рисков

T.I. Gamrekeli,

Scientific adviser - I.V. Moor,

Kansk College of technology ,

Kansk, Russia

Logistic risks: types, classification and evaluation methods

In this paper we presented an article about logistics risks, their types, classification and assessment methods. Through this article you can learn how to avoid risks in the company or what are the ways to address them.

Keywords: risk, causes of risk, types of risk in logistics, risk classification, system, risk management, risk identification, risk assessment and determination of damages, evaluation methods

 

При логистическом обслуживании товары испытывают множество воздействий в результате производственно - технологических операций, а общее число операций в логистике увеличивается многократно - увеличиваются  число и размер рисков, разнообразных по своей природе, но по месту возникновения и характеру классифицируемых как логистические. В каждой  функциональной сфере бизнеса есть собственный «набор» специфических рисков, но в логистичекой системе, кроме традиционного набора, возникают особые логистические виды рисков.

Понятие «риск» имеет корни в испано – португальском языке – risk –  переводится как,  «подводная скала», т.е. опасность. В «Толковом словаре русского языка» приводиться другое определение «риска»: «Действие на удачу, в надежде на счастливый исход», что акцентирует внимание и на другое значение понятие риск – выигрыш или дополнительная прибыль.

 И все - таки понятие, «риск» – это вероятность наступления события, влекущего возникновение ущерба.

Основными причинами возникновения риска являются три фактора внешней среды, определяемые различными ситуациями или набором обстоятельств: неопределенность, случайность, противодействие, с которыми необходимо считаться, предвидеть, планировать и – если возможно – снижать, уменьшать и предотвращать.

Риски в логистики можно разделить на следующие основные виды:

1.Коммерческий риск - срывы поставок, неготовность груза в срок, нарушение сроков поставки, невыполнение финансовых обязательств сторон в логистической системе;

2.Риск утраты имущества из-за стихийных бедствий, неблагоприятных условий транспортировки;

3.Риск утраты имущества по причине забастовок, массовых волнений, военных действий;

4.Риски обусловленные нарушением техники безопасности и пожарной безопасности;

5.Риски хищений;

6.Риски экологические (происшествия с товаром либо не соответствия его свойств упаковке, которые может нанести ущерб окружающей среде);

7.Технический риск - отказ и поломка транспортного средства и, как следствие, возможные задержки доставки груза и повышение вероятности иных рисков;

8.Риски, причиной которых является низкая квалификация контрагентов в логистической системе - халатность, утрата документов, их задержка и т. п.;

9.Риск гражданской ответственности от нанесением ущерба третьим лицам.

Итак, под риском будем понимать возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно - хозяйственной, финансовой или другой деятельности организации.

В любой практической реализации логистическая система, от процесса движения грузов до процессов перемещения заказов в рыночном пространстве, охватывает большое количество разнородных аспектов, работа которых находится под воздействием различных факторов и сопряжена с определенным риском.

В качестве признаков, на основе которых создается классификация рисков, как правило, выступают следующие:

- сферы возникновения рисков (включая внешние и внутренние факторы риска);

- возможность предвидения рисков (прогнозируемые, непрогнозируемые риски);

- типы экономических последствий от наступления рисковых событий (чистые и спекулятивные);

- характер последствий рисковых событий (катастрофически, не катастрофические);

- совокупность исследуемых инструментов или процессов (индивидуальный риск, портфельные риски);

- виды объекта исследования ( риски отдельных финансовых операций, риски отдельных финансовых инструментов, риски различных видов деятельности, в частности специфические риски различных звеньев цепи поставок в логистике);

- влияние на финансовые показатели предприятия (риски потери финансовой устойчивости, потери платежеспособности, снижение оборачиваемости, ликвидности, рентабельности);

- методы исследования;

- возможности страхования (страхуемые, не страхуемые риски);

- возможности хеджирования, (не хеджируемые риски).

В логистике в настоящее время деятельность по выявлению и оценке рисков пока не получила специальной оценки. Возникновение рисковых ситуаций неизбежно привлекает пристальное внимание к проблемам управления логистическими рисками. Решение этих проблем требует коренных преобразований в обслуживании логистических систем.

Для снижения значимости негативных явлений (рисков) обычно создается система «управления риском», которая включает ряд видов деятельности:

1.Идентификация риска - означает выявление источников риска, их видов и возможный ущерб.

К наиболее распространенным относят логистические риски, связанные с выполнением соответствующих функций: производства, хранения, маркировки и упаковки, консолидации и разукрупнения, транспортировки различными видами транспорта, документирования, расчетов, распределения и т.д.

Эксперты или специалисты могут идентифицировать грозящие риски до их появления . Важно выделить влияющие на величину риска факторы. К этим рискам относят: вид товара и его упаковку; средство транспортировки (вид транспорта, число транспортных средств и их характеристики); сроки и продолжительность транспортировки и транспортные пути и т. п. Ниже приведены виды рисков, оказывающие большое влияние на общие логистические издержки.

Идентификация риска позволяет впоследствии получить количествееную  и качественную оценку  риска – оценка вероятности наступления опасности, прогнозирование вероятного уровня потерь по стоимости или в натуральном измерении. Полученные оценки позволяют разработать организационно – технические мероприятия для предотвращения (контроля) риска с целью минимизации ущерба и регулирования убытков.

2. Условия поставки.

2.1 Выбор условий контракта. Здесь подробно рассматриваются условия формирования цены товара по базисным условия поставки, т.к. за этим скрывается риск недополучения прибыли. Единственным методом защиты является четкое рассмотрение структуры цены контракта.

2.2. Форс – мажорные обстоятельства. Труднее всего оценить и предотвращать риски, которые возникают в результате форс – мажорных обстоятельств.

2.3. Расторжение контракта. Подробно и четко фиксируются условия расторжения контракта – порядок возмещения убытков, выплаты неустойки, штрафов.

3. Выбор партнера -   в логистической системе также позволяет снизить риски, связанные с незнанием обстоятельств и условий его деятельности

4.Оценка рисков и определение ущербов.

Способность управлять рисками, то есть снижать, компенсировать и предотвращать потери, определяется после выявления характера риска получения его количественных и качественных оценок. При оценке рисков применяются несколько основных подходов и множество методов.

Согласно теоретическому подходу риск рассчитывается:

- на основе логических рассуждений, эмпирически - путем экстраполяции прошлых ситуаций и прогнозирования их на будущее;

- на основе статистики - путем изучения статистики потерь с установлением частоты появления определенных уровней потерь;

- экспертно - на основе оценок и информации, полученной от экспертов;

- расчетно- аналитически - путем построения кривой распределения вероятностей потерь.

Выбор методов оценки риска чаще связан с обстоятельствами и необходимой точностью оценок ущербов (прибылей) от невыполнения договоров. Сделок и других операций.

Разнообразные методы оценки риска - от простейших, позволяющих сориентироваться  в сложившейся ситуации, до современных математических методов - позволяют получить точные количественные оценки с прогнозируемой динамикой.

1.Простым методом является оценка риска на основе статистического подхода.

2. Методы, основанные  на современном аппарате статистики, социологии, математики, финансовой математики, теории вероятностей:

2.1. Проблемно – ориентированные таблицы.

2.2. Методы социологии – сценарии, дерево решений.

2.3.Методы финансовой математики – анализ чувствительности, проверка устойчивости, анализ безубыточности, корректировка параметров.

2.4.Метод экономики – оценка платежеспособности, ликвидности и финансовой зависимости.

2.5.Метод  математической статистики и теории вероятности.

Результаты оценки, как правило, позволяют в дальнейшем принять решение о мерах компенсации снижения или предотвращения логистического риска, в основе которых лежат существующие и постоянно модифицируемые методы. В их числе:

1.диверсификация - распределение инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала в логистическую систему, которые непосредственно не связаны между собой, что способствует снижению риска и уменьшению потерь.

2.передача риск (снижение риска)- передающая сторона (трансфера) передает риск принимающей стороне (трансфери) на основе заключения контракта. Широко применяется при заключение строительных контрактов, аренде, лизинге, в договорах хранения, перевозке, продажи, обслуживания, снабжения, поручения, факторинга (под уступку денежного требования), биржевых сделках. Передаваться могут риски платежеспособности, имущества, ответственности, остановки деятельности;

3.лимитирование - установление придельных сумм расходов, продажи. Кредита. Используется банками при выдаче ссуд предприятиям при продаже товаров в кредит, инвесторам при определении сумм вложений капитала. Лимитирование может рассматриваться и как метод ограничения риска;

4.страхование - передача или распределение рисков, возникающих у одного лица, между рядом лиц. Используется в соответствие с действующим законодательством в различных странах - двойное страхование, перестрахование, самострахование;

5.устранение риска - отказ от некоторых видов деятельности, связанных с риском работы логистической системы, главное место занимает управление.

Библиографический список

1.      Будрина Е.В. проблема выявления, идентификации и оценки логистических рисков // Материалы международной конференции «Логистика в современном бизнесе». М.: Изд-во ГУ – ВШЭ, Международный центр логистики, 2001. с.98-104.

2.      Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. И научн. Редакцией проф. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 976с.

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 413-417 


Количество просмотров: 106093
теги:
24.06.2015 06:52 | Kaflogблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама