Выстраивание системы контроля времени в организации – первостепенная задача менеджмента и важный инструмент борьбы с ленью сотрудников. Контроль персонала – это обязательное условие эффективной работы компании. Степень и варианты контроля отличаются в зависимости от сферы деятельности организации, мотивированности персонала и многих других причин. Однако есть и общие методы, которые подойдут для большинства коллективов:
1. Еженедельный отчет ключевых менеджеров. Система контроля времени призвана улучшить дисциплину в организации и предотвратить лень сотрудников любого уровня. Нередко плохой пример рядовым сотрудникам подают руководители. Если в компании не внедрена автоматизированная система контроля времени, директору компании остается лишь требовать от ключевых менеджеров отчета каждую неделю. Так управленец сможет владеть ситуацией не только со слов подчиненных.
Важно не превратить этот метод контроля персонала в формальный. Отписки и общие формулировки в отчетах недопустимы. Только конкретика и результаты.
2. Внедрение CRM. Система контроля времени и работы персонала может быть построена на основе работы с CRM-системой. Функционал программы позволяет видеть статистику по работе отдела продаж: количество проведенных встреч и телефонных переговоров, потенциал сделок, среднее время на сделку и т.д. Минус такого подхода только в одном – подчиненные самостоятельно вносят данные в систему и могут, например, преувеличить затраты времени на переписку или телефонные переговоры с клиентом. В устранении этой проблемы поможет следующий метод.
3. Мониторинг при помощи автоматизированной системы контроля времени.
Автоматизированная система контроля времени – это программа, которая собирает статистику с ПК сотрудников о том, чем они занимались в течение рабочего дня. Система в удобном для руководителя виде показывает, какие сайты посещал работник, сколько времени он потратил продуктивно, а сколько нет.
Возможности современных систем контроля времени довольно широки. Они учитывают опоздания и ранние уходы, отправляют оповещения о нарушениях на почту руководителей, выдают статистику не только по каждому сотруднику, но и по всей организации, что позволяет оперативно принимать управленческие решения и постоянно владеть актуальной, достоверной информацией о работе подчиненных.
4. Нормирование труда. Чтобы оценить загруженность сотрудников, многие организации используют принцип фотографии рабочего дня. Для этого HR-менеджеры в течение дня записывают действия работника и время, потраченное на него. Проблема метода – не всегда данные объективны, т.к. персонал работает более качественно, видя, что его контролируют. Поэтому, рекомендация пункта 3 актуальна и в нормировании труда. Система контроля времени может выступить «незримым HR-менеджером», который предоставит наиболее объективную информацию.
По результатам измерений в регламенты вносятся изменения: время, отводимое на определенную операцию корректируется, методологии работы изменяются и доводятся до сотрудников.
5. Введение соревновательного момента. Этот метод, в первую очередь, направлен на повышение мотивации сотрудников. Но и выстраивание эффективной системы контроля времени здесь не остается в стороне. Соревнования среди подчиненных, организуемые каждый месяц, позволяют сотрудникам не только сравнить свои результаты с достижениями коллег, но и «заставить» персонал более эффективно использовать рабочее время, причем это делается добровольно.
Те же работники, которых не вдохновляют соревнования, руководствуются другими соображениями: им не хочется быть посредственными и работать хуже всех.