В настоящее время происходит интенсивное развитие производственных, сервисных и культурных связей в рамках городских систем, способствуя формированию многокомпонентной динамической системы коммуникаций материальных, информационных и иных потоков. В результате, роль логистики как методологии решения проблем градостроительства в настоящее время возрастает.
Исходя из сложности и многоуровневости логистической инфраструктуры, уместно говорить о ней, как об основополагающем факторе урбанистического развития на основании того, что она не только обеспечивает функционирование прочих городских подсистем, но и, по сути, является одним из признаков самого их существования. Следовательно, становятся востребованными исследования по развитию теоретических положений и методических инструментов по формирования логистических инфраструктур [2].
На основании разработанных автором статьи совместно с В.Ф. Лукиных, С.А. Тарасовым и Ю.С. Тарасовым методических инструментов формирования логистической инфраструктуры городской агломерации (способа декомпозиции территории городской агломерации на сеть мезорайонов, расчета полюсности, центра, диаметра и среза графа городской агломерации) [3], определены проблемы и стратегические направления развития товаро- и пассажиропотоков и разработаны рекомендации по формированию логистической инфраструктуры ядра Красноярской городской агломерации - города Красноярска.
Как показал анализ, основная доля базовых объектов экономической и социальной и институциональной инфраструктур города Красноярска располагается вдоль 2-х осей: «Запад-Центр-Восток» и «Центр-Юг» [4]. Наибольшее количество этих объектов располагается на территории исторического центра города Красноярска (точка "А" на рис.1), а также района аэропорта (точка B на рис. 1). В ходе исследования выявлено, что вектора товародвижения в городе оказываются направленными от периферийных районов к двум данным выделенным центрам, обеспечивающим основную долю услуг объектов экономической, социальной и институциональной сфер.
Рис. 1. Схема расположения базовых объектов экономической инфраструктуры (малые точки на рисунке), где "А" - район исторического центра г. Красноярска, "B" - район аэропорта
Установлено, что недостаточная связанность элементов логистической инфраструктуры является одной из наиболее актуальных проблем развития города Красноярска: в значительной степени отсутствуют или обладают недостаточной пропускной способностью хордовые коммуникации. Следствием сложившейся территориальной структуры является недостаточная связанность транспортных коммуникаций между районами города, что влечет за собой повышенную нагрузку на дорожно-транспортную сеть исторического центра, уже обладающую недостаточной пропускной способностью. Тем самым, создается препятствие на пути ее всесторонней интеграции.
На наш взгляд, направления потоков в логистической инфраструктуре Красноярска свидетельствуют об одной из главных проблем города - затрудненном функционировании товаропроводящей сети. Применяемый метод локального решения проблемных участков логистической инфраструктуры в рамках отдельных инфраструктурных объектов не позволяет оптимизировать логистические потоки в логистической инфраструктуре города в целом.
Второй из наиболее актуальных проблем является недостаточная пропускная способность между право- и левобережной частями города Красноярска, в особенности, между правобережной частью и историческим центром Красноярска.
Данная проблема усугубляется наложением материальных и людских потоков западной левобережной части города, а примыкающих к городу городских и сельских образований. Таким образом, основными приоритетными векторами стратегического развития логистической инфраструктуры города Красноярска являются направления «Запад-Центр-Восток» и «Центр-правый берег».
Можно сделать вывод о том, что повышение связанности дорожно-транспортной сети путем строительства новых дорожно-транспортных коммуникаций между районами города позволит более равномерно распределить нагрузку на элементы логистической инфраструктуры и тем самым повысить эффективность ее функционирования, что благоприятным образом скажется на социально-экономическом развитии города.
Список использованной литературы
1. Носов, А.Л. Региональная логистика [Текст] / А.Л. Носов. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 168 с.
2. Анфалов А.А. Проблемы теории и практики развития современных транспортно-логистических систем в Сибири// Проблемы теории и практики современной науки: Материалы III Международной научно-практической конференции (30 января 2015 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д.э.н., проф. С.В. Галачиева – М.: Издательство «Спутник+», 2015. – C.163-166.
3. Швалов П.Г., Тарасов С.А., Лукиных В.Ф., Модель векторов развития логистической инфраструктуры Красноярской городской агломерации [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. - №6. URL - http://www.uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view =items&id=2187 .
4. Швалов П.Г., Тарасов С.А., Лукиных В.Ф., Развитие логистической инфраструктуры Красноярской городской агломерации // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2013. - №3. - с. 33-39.