Руководитель устанавливает программу для учета рабочего времени и обнаруживает, как оно утекает впустую: сотрудники тратят рабочие часы на соцсети и онлайн-игры. Приятные отвлечения у кого-то занимают пять минут в день – и это нормально: небольшие перерывы между рабочими задачами необходимы, чтобы восстановить силы и переключиться. Хуже, когда отвлечение превращается в несколько часовое «зависание», а работа стоит. Почему так происходит?
Возможно, ответ найдется в статье Мэтта Ричтела «Поколение кнопки: запрограммированы развлекаться». Она рассказывает о том, как технологии воздействуют на способность детей к концентрации и внимании к задаче. Программа для учета рабочего времени обнаружила конкретную проблему, но корни ее могут быть не в банальной лени.
Дети, о которых шла речь в статье, отражают поведение взрослых и последствия от их действия видны более явно. Когда ребенок обменивается десятками, а то и сотнями смс с друзьями, каждую минуту проверяет страницу ВКонтакте, часами играет в компьютерные игры, он удовлетворяет две важных потребности: избегает одиночества и получает краткое, но сильное и мгновенное удовлетворение. Все это заполняет пустоту. Если бы программу для учета рабочего времени установили на компьютерах молодого поколения, результаты получились бы ошеломляющими. Однако, это усиленная проекция «взрослого» поведения.
«Уйдя» в соцсети или онлайн-игры, можно отстраниться от реальности, развлечься и не включаться в учебу, стремясь осмыслить хоть сколько-нибудь сложные вещи. Если такой тип мышления и образ жизни складывается с раннего детства, что уж говорить о том, когда эти дети вырастают и переносят привычный стиль поведения на рабочие обязанности. Вот и получается, что невольно попадая под контроль программы для учета рабочего времени, незаметная ранее проблема становится настолько очевидной.
Автор статьи Ритчел приводит в подтверждение данные недавнего исследования, в ходе которого выяснилось, что 47% активных любителей современных гаджетов и технологий в учебном процессе получают плохие оценки. Из тех же, кто равнодушен к таким развлечениям, 27% получают плохие оценки. Ричтел видит в этом подтверждение мысли, что проблемы с обучением связанны с количеством времени, потраченным на интернет-развлечения.
В офисе ситуация аналогична: сотрудники отвлекаются от работы только услышав оповещение о новом письме или сообщении. Ведь это обещает моментальное удовлетворение, которое правда не всегда сбывается. Вот и фиксирует программа для учета рабочего времени постоянные переключения то на электронную почту, то на Facebook, которые прерывают основное дело, которым сотрудник занят в конкретный промежуток времени. Когда мы часто переключаемся с одного дела на другое, то на выполнение основной работы уходит гораздо больше времени и увеличивается количество ошибок.
Однако реальное удовлетворение приносит только глубокое погружение в работу, т.к. оно значительно повышает ее качество, а так же персональную продуктивность работника. Однако чтобы сосредоточиться, придется отказать себе от моментального удовлетворения за счет постоянных отвлечений, а это очень непросто.
Чтобы статистика программы для учета рабочего времени радовала и сотрудники были бы реально продуктивны на работе, руководителям следует:
1. Подавать пример ожидаемого поведения. Если вы не можете общаться с кем-то, не уткнувшись в компьютер или телефон, или постоянно косясь на них, то такую же манеру поведения будут перенимать и окружающие, и коллеги и сотрудники.
2. Признать опасность зависимости от технологий. Да, подсесть на них так же легко, как и на наркотики, на все, что дает такое же быстрое и легкое удовлетворение. И строгие ограничения на время, проводимое в соцсетях и другие онлайн-отвлечения, скорее суровая необходимость, чем просто рекомендация. Руководители и сами должны подавать пример – поощрять персонал отключать оповещения электронной почты и сосредотачиваться на сложных задачах.
3. Приучать к оптимальному ритму труда и отдыха. Этот ритм позволяет контролировать программа для учета рабочего времени. Рекомендуемое соотношение: максимум полтора часа непрерывной работы над задачей, следом за этим полноценный перерыв на отдых. В перерывы мозг усваивает новые знания и опыт, сопоставляет его с прежними данными и создает определенный синтез. Вне оптимального ритма высший синтез будет невозможен.
Когда технологии перестают быть средствами для улучшения и облегчения нашей жизни и труда, а вместо этого управляют ею и мешают полноценно трудиться, это серьезный повод задуматься. В офисной жизни нашу работу мониторит программа для учета рабочего времени, в повседневности контроль над своим поведение требует особого напряжения воли. И такая привычка осознанного подхода к труду и отдыху должна прививаться с детства.