На наши вопросы отвечает заместитель председателя правительства Красноярского края Виктор Зубарев.
– Виктор Владиславович, уровень конкурентоспособности экономики любого региона в значительной мере определяется степенью развития интеграционных связей как между предприятиями, расположенными на его территории, так и общей их вписанностью в разделение труда на национальном, а порой и международном уровне. В каких отраслях Красноярского края, на ваш взгляд, наиболее актуальна задача упрочения интеграционных процессов? И какова роль региональных властей в ее решении?
– На сегодня правительство Красноярского края считает интеграционные процессы одним из наиболее значимых механизмов экономического развития региона.
Красноярский край в масштабах страны – это регион развитого горнодобывающего сектора, крупной металлургической отрасли, оборонно-промышленного комплекса; важнейший транспортный узел, соединяющий в себе морские, воздушные и железнодорожные коммуникации. Поэтому магистральная задача края – модернизация и наращивание экономического потенциала, в том числе сохранение и повышение уровня конкурентоспособности нашей продукции на российском и мировом рынках. И по возможности – поддержка тех отраслей, что в будущем могут дать краю дополнительную добавленную стоимость.
Губернатор неоднократно отмечал, что у Красноярского края есть далеко не исчерпанные ресурсы развития практически во всех сферах экономики. Сегодня одним из стратегических векторов для России становится Арктическая зона. Это, по сути, минимум 50 процентов территории края. Нет сомнений, что Арктика займет достойное место и в нашей Стратегии социально-экономического развития края до 2030 года, разработка которой сейчас ведется правительством края.
Исходя из всего этого строится и краевая интеграционная политика: максимальное использование возможностей региона для создания конкурентоспособных на российском и мировом рынках образцов продукции и услуг. И здесь без грамотных интеграционных и кооперационных проектов не обойтись. Причем фактически во всех секторах нашей экономики. Действующие региональные программы, а также те меры, что мы рассчитываем в ближайшее время принять, позволяют и крупным компаниям, и представителям малого и среднего бизнеса двигаться в сторону интеграции своих производственных и логистических процессов как внутри края, так и за его пределами.
Санкции и экономика
– Имеются оценки, что современный экономический кризис, ослабление рубля, санкции со стороны ряда стран Европы благотворно повлияют на экономику и бюджетную систему Красноярского края, так как значительная часть его продукции идет на экспорт. Каково ваше мнение на этот счет?
– Любые ограничения наносят вред экономике всех участников процесса. Давайте говорить прямо: санкции не направлены против определенных секторов нашей экономики, они направлены против всего российского общества в целом. Большая часть российской истории – это жизнь в условиях санкций, от периода Ивана Калиты до 2000-х годов. Запад вводил ограничения против России постоянно – и они были инструментом как политического, так и экономического противостояния. Однако сегодня у нашей страны есть преимущества: это и наличие мощного частного сектора, и высокий уровень вовлеченности в мировую экономику. В 2000-е годы Россия успела попасть в последние вагоны глобализации, став критически важным поставщиком сырья, металлов и даже высокотехнологичной продукции для ряда ведущих корпораций мирового масштаба. Россия контролирует 10 процентов мирового производства первичного алюминия, 15 процентов никеля, фактически четверть рынка платиноидов, значительную долю космических запусков. Все это делает изоляцию нашей страны, даже частичную, невозможной.
На сегодня ни одна из ключевых отраслей экономики Красноярского края не понесла непоправимого ущерба от политики санкций. Главные проекты региона по-прежнему актуальны, часть из них уже успешно реализуется или находится в финальной стадии подготовки к началу реализации. Это и проекты «Норильского никеля», и «Русского алюминия», и элементы нашего большого проекта Ангаро-Енисейского кластера.
В то же время говорить о том, что мы получаем какие-то особые бонусы за счет девальвации национальной валюты, нельзя. Никто не даст нам дополнительные рынки сбыта просто так. Мы не можем в одночасье нарастить добычу сырья или выпуск космического оборудования, оттолкнув конкурентов. Предстоит упорная, изнурительная работа и на внешних, и на внутреннем рынках. Предстоит интеграция в федеральные программы импортозамещения. Да, сейчас в крае растет выпуск сыра и масла, но что будет завтра, когда доллар рухнет, и санкции будут сняты? Об этом нужно думать уже сейчас, и не столько государству, сколько самому бизнесу. У нас есть очень короткий период для того, чтобы, воспользовавшись внешними факторами, привлечь на свою территорию компании из Европы и Азии, продемонстрировав им, что развивать бизнес в Сибири выгодно.
О транспорте, и не только
– Есть устоявшееся мнение, что лучшим способом оптимизации затрат в экономике является развитие эффективной логистической инфраструктуры. И прежде всего транспортной. Можно ли ожидать на уровне края серьезных изменений в области авиации, железнодорожного, автомобильного и речного транспорта? Какие проблемы стоят на пути повышения эффективности транспортных потоков региона и как они решаются? Каковы перспективы хаба в аэропорту Емельяново в плане развития мультимодальных перевозок разными видами транспорта?
– Правительство края последовательно реализует комплекс мер, направленных на формирование современной транспортно-логистической инфраструктуры региона. Эта задача имеет особое значение в связи с проведением в Красноярске универсиады 2019 года. В прошлые годы мы в значительной мере обновили парк наших речных судов и железнодорожного электротранспорта. Мало кто не слышал о проекте городской электрички, который продолжает развиваться, о строительстве трубопровода Куюмба – Тайшет, о планах по модернизации аэропорта Емельяново (сейчас наш аэропорт 13-й по загруженности в России, ближайшая цель – войти в десятку наиболее значимых аэропортов страны).
Параллельно мы внимательно изучаем российский и мировой опыт развития транспорта, анализируем проекты прошлых периодов, в том числе и советского времени. Безусловно, одна из главных задач – снижение сроков доставки пассажиров и грузов как в крае, так и за его пределами. Это должно не только снизить издержки, но и повысить инвестиционную привлекательность края. Магистраль Элегест – Курагино – Кызыл превратит южные территории края в новый транспортный узел, вовлечет в оборот десятки месторождений полезных ископаемых, в том числе с запасами в сотни тонн золота.
Но надо смотреть дальше, может быть, даже за горизонт 2030 года. Мир меняется. В Азии уже рассматриваются проекты строительства наземных магистралей со скоростью движения более 1000 километров в час. Нельзя не учитывать этого, оставаясь на уровне XX века. В рамках подготовки проекта Стратегии развития края мы запросим крупнейших инвесторов, в том числе и иностранных, готовы ли они вкладывать в транспортный комплекс края, на каких условиях и в каких проектах они заинтересованы в наибольшей степени.
Что касается конкретно аэропорта Емельяново, то его будущее понятно: это грузопассажирский хаб с развитым логистическим комплексом.
Дела лесные
– Красноярский край по праву называют одним из ведущих лесопромышленных регионов России. Однако по данным Гильдии мебельщиков Красноярского края, лишь порядка 10 процентов сырья и комплектующих для производства мебели наши товаропроизводители получают из края, все остальное поставляют другие регионы России и заграница. Неужели нет перспектив увеличить этот процент? И сделать так, чтобы на экспорт из края шел преимущественно не лес-кругляк, а лесные материалы высокой степени переработки. Что делается сегодня на уровне края для перераспределения товарных потоков в лесной отрасли?
– Мне сложно оценивать приведенные вами цифры, но логика подсказывает, что не государство должно формировать механизмы поставок сырья и фурнитуры для мебельной отрасли, а сам бизнес. Наша задача – обеспечить условия для эффективных инвестиций в отрасль. Напомню, что за последние годы Красноярский край поддержал более десятка проектов в лесопромышленной сфере, совсем недавно, в апреле, региональный Инвестиционный совет дал добро на два новых проекта по глубокой переработке леса – в Ирбейском районе и в Лесосибирске. Ожидаемые капвложения – более 2,5 миллиарда рублей. Проекты направлены на расширение выпуска как пиломатериалов, так и таких продуктов, как фанера и топливные пеллеты. В целом можно сказать, что ЛПК получил почти 40 миллиардов рублей инвестиций, отчисления в бюджет превысили миллиард рублей.
В 2014 году экспорт лесной продукции края превысил 700 миллионов долларов, при этом лишь 140 миллионов – это необработанная древесина. Таким образом, заявления о том, что регион гонит за границу только кругляк, – это штамп, давно не имеющий под собой оснований. Уже сейчас край вывозит прежде всего обработанные лесоматериалы, основные потребители которых Китай, Египет, Узбекистан и ряд других государств Азии.
Наконец, краевые производители сегодня стали заметными игроками на европейском рынке топливных пеллет. Поставки идут прежде всего в северные страны Европы, например, Данию и Швецию.
Связь идет на север
– Как известно, чем лучше работает связь, тем больше возможностей как для бизнеса, так и для повышения качества жизни населения. Как обстоят по этой части дела в крае? В частности в области устранения цифрового неравенства, то есть ситуации, когда жители отдаленных поселков края не имеют возможности пользоваться современными оптическими каналами связи?
– Не только связь, а полный комплекс коммуникационно-информационных услуг, повышение их качества – одна из основных задач правительства края. С формальной точки зрения регион имеет достаточно высокие показатели в стране. По обеспеченности Интернетом, мобильной связью Красноярский край один из лидеров в России. Но есть и негативная сторона: это почти лишенные связи небольшие населенные пункты края, и далеко не только на севере региона. С целью решения этой проблемы мы активно взаимодействуем с телекоммуникационными компаниями: так, на XII Красноярском экономическом форуме было подписано соглашение о развитии отношений с холдингом Tele2. Компания намерена в ближайшие три года расширить зону действия сети сотовой связи за счет строительства новых наземных станций связи, в частности в дачных поселках, в небольших и удаленных населенных пунктах – то есть там, где невозможно развернуть сети фиксированной телефонии. Предполагается и запуск новых сетей стандарта 3G. Предварительная инвестиционная оценка программы на 2015–2017 годы составляет 1,2 млрд рублей.
К важнейшим проектам мы относим также строительство оптоволоконной линии в Норильском промышленном районе и развитие космической связи в Арктической зоне края. Это многомиллиардные проекты для реализации, для которых требуются и инновационные решения, и масштабная государственная поддержка. Но они одновременно дадут опыт создания новых систем связи для всего российского Заполярья – и на западе, и на востоке страны.
– Газификация Красноярского края. Как обстоят дела по реализации этого проекта?
– Для правительства Красноярского края газификация региона – крайне сложная задача, которую мы должны будем реализовать совместно с федеральным правительством и поставщиками топлива. Надо сказать, что даже в советский период вопрос о сплошной газификации региона не рассматривался. Как вы знаете, в прошлом году Президент РФ Владимир Путин одобрил планы по газификации края. Сейчас готовятся предложения по газификации, которые войдут в проект Стратегии развития края до 2030 года.
– К заверениям, что малому и среднему бизнесу власть старается помочь, все привыкли. Считаете ли необходимым ориентировать стратегию помощи в направлении бюджетных ресурсов на подготовку менеджеров по логистике как в колледжах, так и в вузах? И, может быть, что-нибудь уже делается в этом направлении?
– Насколько мне известно, такая практика существует уже сегодня. В частности специалистов в сфере логистики готовят и Сибирский федеральный университет, и Красноярский государственный аграрный университет, и Сибирский государственный аэрокосмический университет. С ростом потребности в таких специалистах мы готовы рассматривать различные предложения, направленные на расширение возможностей системы образования края в подготовке кадров в сфере логистики.
Вопросы задавал Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.