Тридцать лет назад комиссия ООН опубликовала документ, получивший название «Доклад Мэйнтленда». В нем говорилось, что в начале XXI века каждый человек на планете будет, так сказать, «находиться в телефонной досягаемости» и получать соответствующие экономические выгоды. В те времена под «телефонной досягаемостью» понималось не больше одного дня пути до ближайшего телефонного аппарата. Любого, кто осмелился бы тогда предположить, что более 90% человечества станут пользоваться сотовой связью, а у большей половины жителей планеты будет собственный телефон в кармане, назвали бы неисправимым оптимистом. Но уже в 2014 г. количество высокоскоростных широкополосных соединений превысило 3,4 миллиарда, что ненамного меньше половины населения Земли.
В опубликованном в этом году очередном «Глобальном отчете о развитии информационных технологий», в частности, в главе 1.2, подробно изложена история инфокоммуникационных технологий (ИКТ) как мощного стимулятора экономического роста, и там же обсуждаются существующие барьеры на пути к достижению всеобщего процветания. В то время, как ИКТ помогают многократно увеличивать доходы и способствуют развитию, неподключенные люди и страны оказываются в отстающих. Чтобы ликвидировать растущее (в особенности, между странами) неравенство доходов, необходимо прилагать больше усилий к внедрению широкополосного доступа, в том числе с помощью законодательных актов, нацеленных на универсальный доступ, ценовую доступность, повышение компьютерной грамотности и устранение гендерных различий.
Опубликованный в упомянутом отчете ежегодный «Рейтинг сетевой готовности» (Networked Readiness Index, NRI), который расставил 143 страны по показателям развития ИКТ-среды, зафиксировал заметные улучшения в российской ИКТ-экосистеме. В 2015 г. Россия поднялась в индексе NRI на 9 позиций, заняв 41-е место. При этом наибольший вклад в это внесли показатели развития ИКТ-среды (политические и регуляторные факторы, бизнес и инновации) и ее использования физическими и юридическими лицами и госструктурами.
За последние два десятилетия мы видели немало свидетельств того, что ИКТ, в особенности, широкополосный доступ в Интернет, действуют как умножитель доходов. На уровне отдельных, как развитых, так и развивающихся стран, макроэкономические данные демонстрируют наличие причинно-следственной связи между фиксированной и мобильной телефонией, использованием Интернета и широкополосного доступа, с одной стороны, и ростом ВВП — с другой[i],[ii]. При этом интенсивность передачи данных тоже влияет на рост доходов на душу населения[iii]. Все говорит о том, что те дни, когда в 1987 г. лауреат Нобелевской премии, экономист Роберт Солоу (Robert Solow) сформулировал свой знаменитый парадокс («Компьютеры можно увидеть повсюду, но только не в статистике роста производительности»[iv]), давно прошли.
На микроэкономическом уровне новые аналитические данные указывают на влияние, которое ИКТ могут оказывать на рост доходов беднейших слоев населения, находящихся в нижней части экономической пирамиды. В развивающихся странах ИКТ больше всего представлены мобильными телефонами. Это «мобильное чудо» способствует росту доходов, поскольку телефоны используются не только для общения и обмена информацией, но и в образовательных целях (для получения учебных материалов) и как устройство для выполнения финансовых транзакций и накопления сбережений[v].
Прямым результатом внедрения ИКТ стало уверенное снижение индекса абсолютной бедности в развивающихся странах.
По данным Всемирного банка, уровень абсолютной бедности в мире (количество людей, чей доход составляет менее 1,25 доллара в день) снизился с 1,9 млрд чел. в 1981 г. до 1,3 млрд чел. в 2010 г. При этом уровни абсолютной бедности в развивающихся странах снизились с 50 до 21 процента[vi]. Такое снижение объясняется долгосрочным экономическим ростом в Китае и Индии, недавно возникшим ростом в странах Африки и эффектом реализации социальных программ в Латинской Америке[vii].
В то же время, если посмотреть, как ИКТ влияет на имущественное неравенство, картина не столь однозначна. По последним данным Всемирного банка, мировой уровень имущественного неравенства (учитывающий распределение доходов по всему населению планеты) снижается[viii]. Недавний анализ показал, что коэффициент Джини (Gini coefficient), используемый для измерения имущественного неравенства, стабильно снижался: если 1988 г. он составлял 72,2, то в 2008 — 70,5. Это объясняют существенным ростом доходов на уровне глобальной медианы (50-го перцентиля) населения [ix].
Вместе с тем сокращение глобального неравенства маскирует рост неравенства, наблюдаемый в отдельных странах. Неравенство доходов растет во многих развитых и развивающихся странах, и результаты одного из исследований Международного валютного фонда дают основание предположить, что этот рост обусловлен статистически значимым влиянием технологического прогресса, измеряемого по доле основного капитала ИКТ[x]. Имеющиеся данные парадоксальным образом свидетельствуют о том, что ИКТ, стимулируя экономическое развитие и снижение глобального неравенства, одновременно способствуют росту неравенства доходов внутри отдельных стран.
На фоне этого парадокса группы с минимальными доходами должны еще дождаться проявления всех выгод ИКТ. Так, эффекты сетевизации, в результате которых результаты внедрения ИКТ многократно усиливаются, для своего проявления требуют преодоления минимального порога внедрения. Согласно результатам одного из исследований, 10-процентное расширение телекоммуникационной инфраструктуры привело к увеличению ВВП на 2,8 процента, но только после того, как был пройден порог минимальной плотности[xi]. В этом случае пороговое значение составило 24% всего населения. Другими словами, страна начнет ощущать весь эффект внедрения ИКТ только после того, как уровень проникновения перевалит за это пороговое значение. Точно так же в 2009 г. было показано, что рост окупаемости инвестиций в широкополосный доступ происходит только после набора «критичной массы» проникновения, составляющей 20 абонентов на 100 человек[xii]. Благодаря расширению доступа и внедрению ИКТ в группах населения с низкими доходами будет достигаться рост доходов на нижних ступенях экономической пирамиды.
Чтобы компенсировать неравенство в использовании ИКТ слоями населения с низкими и высокими доходами, необходимы срочные меры по сокращению неравенства во внедрении и проникновении ИКТ. Группы с низкими доходами только тогда ощутят выгоды ИКТ, когда будут расширены доступность и охват широкополосного доступа, в частности, посредством таких мер, направленных на обеспечение универсального доступа, повышение ценовой доступности и компьютерной грамотности, устранения гендерных неравенств, как:
1) Использование общественных ресурсов и методов стимулирования для распространения широкополосного доступа в Интернет в сельских районах и местностях с недостаточным уровнем обеспечения услугами.
2) Обеспечение школ и библиотек широкополосным доступом в Интернет и развертывание связи внутри школ.
3) Снятие избыточных налогов на устройства и доступ, рассмотрение вопроса о предоставлении целевых субсидий определенным группам населения.
4) Разработка продуманных программ по обучению ИКТ.
5) Устранение гендерного неравенства в ИКТ.