Регион: Выбрать регион
Сейчас: 29 декабря 9:32:47
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

Анфалов А.А., кандидат экономических наук, доцент     

    Современные условия экономических санкций против РФ с 2014г., режим импортозамещения и  срочная необходимость кардинальных экономических реформ для перехода с преимущественно сырьевой на технологически-инновационную модель развития и формирования бюджета государства и его регионов, необходимость преодоления последствий рецессии и сохранения социально-экономической стабильности - диктуют острую необходимость  инновационных методов для решения насущных проблем управления транспортно-логистическими системами (ТЛС), при том, что в сегодняшней России уровень логистических расходов – один из самых высоких в мире. Совокупные внутренние и внешние затраты на транспорт и логистику в РФ - порядка 20% ВВП, в то время как в КНР – 15%, в странах Европы – 7–8%. По оценке Всемирного банка, в 2014 г. РФ заняла 90-е место из 160 по уровню развития логистической системы, соседствуя в этом рейтинге с Шри-Ланкой и Уругваем [3]. В т.ч. из-за отсутствия дорог не осваивается 23 разведанных крупных месторождения полезных ископаемых, средняя скорость движения грузов в России в 3–5 раз меньше, расход топлива – в 1,5 раза, а стоимость обслуживания автомобилей – в 2,5–3 раза выше, чем в развитых странах, потери от ДТП - 8% ВВП. Доля транспортных расходов в себестоимости у РФ -15–20%, а в ЕС и США - 7–8% [2].

     Решение этих проблем возможно не за счёт экстенсивных, а только путём интенсивных, инновационных мер в управлении развитием ТЛС). Если РФ, используя инновационные принципы и технологии управления ТЛС, снизит затраты на транспортировку и логистику с текущих 19,0% ВВП [7] до среднемирового уровня (порядка 11,6% ВВП), прогнозируется высвобождение около 180 млрд. долл. ежегодно [3].

     Коррупционный фактор и низкая инновационность таможни сдерживают развитие ТЛС-менеджмента в РФ. Парадоксально, но факт: например, сложность таможенной очистки в российских авиаузлах фактически сделала аэропорт Хельсинки-Вантаа, по сути... 4-м крупнейшим аэропортом Москвы: до 40% московских грузов сначала доставляются авиарейсом до столицы Финляндии, т.к. скорость таможенной очистки там не превышает суток, а далее доставляются грузовиками в пункт конечного назначения (прохождение таможни на границе Финляндии с другими странами также происходит быстро). Срок растаможивания грузов на территории авиаузлов РФ достигает 7 дней -  это срок доставки товара автотранспортом из Амстердама в Москву. При этом, однако, есть и ряд позитивных тенденций; например, к 2014 году большинство таможенных пунктов в РФ внедрили инновационный 100%-ный электронный документооборот, однако эту работу далеко нельзя считать завершённой, особенно в регионах страны [6].

    Важное направление развития инноваций в ТЛС-менеджменте - интер- и мультимодальные перевозки, уровень развития которых в РФ нужно увеличивать. Компании, уже работающие в мультимодальных цепочках, например, ОАО «Трансконтейнер», ОАО «РЖД Логистика», а также иностранные фирмы  - DB Sсhenker, Panalpina, DHL и ряд других международных операторов, - могут интегрировать ТЛС на базе инноваций. В сегменте авиатранспорта, например, приоритетные направления инноваций в ТЛС-менедженте лежат, в частности, в расширении технологии электронного документооборота e-freight при росте приоритета грузового направления бизнеса, во внедрении программных платформ по образцу «InerLogistics» (внедрена в аэропорту "Внуково") [5], аналогичные системы - в "Шереметьево" и др.  

    Инновационному ТЛС-менеджменту также должно способствовать расширение аутсорсинга транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в РФ. Пока объёмы такого аутсорсинга в РФ оцениваются только в 20%, в то время как среднемировое значение - порядка 40–50% [3].

  Транспортной стратегией РФ до 2030 г. определено два варианта развития транспортной системы: 1) базовый (консервативный) -  ускоренное развитие транспортной инфраструктуры и ТЛС, в основном, для обеспечения освоения новых месторождений полезных ископаемых и наращивания топливно-сырьевого экспорта; 2) инновационный вариант - ускоренное развитие транспортного комплекса, которое, наряду с достижением целей первого варианта, должно обеспечить транспортные условия для развития инновационной составляющей экономики, повышения качества жизни населения, перехода к полицентрической модели пространственного развития России. Мы полагаем, что если в условиях кризиса и рецессии в результате спада инвестиций в инфраструктуру и другие составляющие ТЛС возобладает первый, сугубо сырьевой вариант, то это поставит под угрозу экономическую и национальную безопасность РФ, т.к. дальнейшее сохранение моноцентристкой модели ТЛС вокруг г.Москвы и немногих крупных городов комплексно ослабляет единство страны и, ухудшая факторы управляемости ТЛС, объективно разрушает экономику страны за счёт больших диспропорций, особенно сравнительно с регионами Сибири и Дальнего Востока (учитывая китайский фактор), а также с недавно присоединённым к РФ, но пока транспортно малодоступным Крымом (вплоть до 2018 г., когда намечается введение в эксплуатацию моста).

     Инновационная составляющая указанной стратегии РФ уделяет внимание внедрению инновационных систем, технологий и методов управления ТЛС - прежде всего, навигационных и инфокоммуникационных технологий. В новой редакции Транспортной стратегии в разы увеличилось упоминание инновационных понятий: «интеллектуальные транспортные системы», «навигационно-информационные технологии», «ГЛОНАСС», «системы управления мультимодальными перевозками» и т.д. Практически все заявленные цели развития ТЛС в РФ предполагают применение технологии ГЛОНАСС [8], конкурента системы GPS разработки США. Однако эту систему вряд ли можно назвать существенно инновационной: официально начало работ по созданию ГЛОНАСС было положено в прошлом веке, ещё в СССР, в декабре 1976 года [1].

  Проблемы ТЛС-менеджмента в РФ разрешимы также за счёт интеграции макро- и мезо-ТЛС, при достижении синергетического эффекта [4]. При интеграции транспортировки с функциями планирования партнёров и ключевых перевозчиков, затраты на перевозку снижаются, по некоторым расчётам, на 22%,  бизнес успешнее на 15%, если производительность инновационных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) связана с бизнес-результатами ТЛС-менеджмента [3].

     В развитых странах уделяется значительное внимание использованию интеллектуальных ИКТ в системах управления ТЛС. В частности, это инновационные системы поддержки принятия решений (СППР) в мультимодальных перевозках с ИКТ. Модели СППР в управлении ТЛС построены не только для мультимодальных 3PL, 4PL операторов, но и для операторов связи, терминалов, для государственных структур, например, управляющих портами [9]. Следует активнее использовать зарубежный инновационный опыт в решении проблем ТЛС-менеджмента в РФ.

                                               Список литературы

1. ГЛОНАСС.-[Электронный ресурс].-URL: https://ru.wikipedia.org /wiki/ГЛОНАСС.

2. Ларионов В.Г. Проблемы транспорта в России в свете современной промышленной логистики // Российское предпринимательство. -2013. -№24 (246). -С. 145-152.

3. Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала. The Boston Consulting Group. Апрель 2014г. - [Электронный ресурс].- URL: http://www.bcg.ru/documents/file158550.pdf

4. Лукиных В.Ф., Тод Н.А., Швалов П.Г. Метод оценки синергетического эффекта в интегрированных логистических мезосистемах // Логистика -евразийский мост: мат-лы IX Междунар. науч.-практ.конф. 15-16 мая 2014 г., г.Красноярск) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2014. - С.97-101.

5. Миротин Л.Б., Некрасов А.Г., Степанов П.В., Трегубов П.Г. Повышение эффективности грузовых перевозок на основе создания устойчивой транспортно-логистической системы модульного типа для высокоскоростной обработки и доставки грузов // Логистика. Специализированный научно-практический журнал.-[Электронный ресурс].- URL: http://www.logistika-prim.ru/unpublish/povyshenie-effektivnosti-gruzovykh-perevozok-na-osnove-sozdaniya-ustoichivoi-transportno-l

6. Отчётный доклад о работе Ассоциации российских экспедиторов в 2014 году. -[Электронный ресурс].-URL:  far-aerf.ru/news/doklad.docx

7. Cимонова Л. Рынок ТЛУ в условиях экономической рецессии: прогноз до 2017г. -[Электронный ресурс].- URL:  http://www.optimalog.ru /docs/103/optimalog_isimonovairbc.pdf

8. Транспортная стратегия РФ-2030: курс на навигационные и инфокоммуникационные технологии. - [Электронный ресурс].-URL: http://rosacademtrans.ru/nauchnie_stati/ts2030.php

9. Caris Ann, Macharis Cathy, Janssens Gerrit K. Decision support in intermodal transport: A new research agenda // Computers in Industry, Volume 64, Issue 2, February 2013, PP. 105–112.


Количество просмотров: 3556
07.04.2015 12:49 | anfalov72блог автора

Еще публикации: