И.Р.Агамирзян выделил «узкие места» российской инновационно-венчурной экосистемы. В их число, по мнению генерального директора ОАО «РВК», входят:
– отсутствие в российском законодательстве адекватной организационно-правовой формы для деятельности фондов прямых и венчурных инвестиций;
– излишняя зарегулированность и негибкость существующих организационно-правовых форм для инновационных стартапов;
– недостаточный объем грантовой поддержки инноваторов на ранних (предпосевных) стадиях;
– слабая интеграция в глобальную инновационно-венчурную экосистему и существенные барьеры при проведении международных операций инновационными стартапами.
Особый акцент в докладе был сделан на предложениях по развитию российского венчурного рынка. И.Р.Агамирзян внес предложения по улучшению институциональных условий работы венчурных фондов и инновационных компаний:
– создать новую организационную форму для венчурных фондов (или модифицировать для этих целей существующую в российском законодательстве форму договора простого товарищества), максимально приближенную к международному стандарту, в которой работают венчурные фонды – Limited Partnership;
– ввести новую организационно-правовую форму (или модифицировать существующую форму, например, товарищество на вере) для создания стартапов в целях расширения возможностей эффективного структурирования сделок при привлечении инвестиций в инновационные проекты.
Кроме того, был предложен новый подход к регулированию акционерных обществ через внесение изменений в ФЗ «Об акционерных обществах», включающий в себя ряд положений, направленных на:
– уменьшение ограничений договорной свободы акционеров;
– повышение уровня защиты прав инвесторов публичных обществ;
– разрешение постадийного финансирования уставного капитала.
Существенное место в предложениях РВК было уделено увеличению объемов и качества поддержки малых инновационных компаний. И, наконец, были предложены изменения в области валютного регулирования и контроля, а также таможенного законодательства. В их числе: повышение порога оформления паспорта сделки по внешнеторговым операциям до $50-100 тыс.