Современному человеку привычно проверять рабочую почту дома и быть на связи, отвечая на рабочие звонки, круглосуточно. Исследователи подсчитали, что таким образом в среднем человек работает дополнительно 1,5 месяца за год. 80% опрошенных заявили, что работают и после того, как ушли из офиса. В то же время, работники до сих пор убеждены, что учет рабочего времени нужен только работодателям. Действительно ли это так, если сотрудники даже не замечают как безвозмездно «отдают» 1,5 месяца своей жизни компании.
Для чего они это делают: большинство не хотят допустить хаоса в рабочих делах. Половина опрошенных отметили, что не могут не ответить на электронные письма, даже если рабочий день закончился, ведь клиентам и партнерам важно получать быструю реакцию на запросы. 31% сотрудников просто не могут отвлечься от работы даже когда пришли домой. Всего было опрошено 1000 человек. Большинству людей трудно обходится без учета рабочего времени, они теряют над ним контроль.
Среда стала мобильной. Возможность всегда находиться на связи, иметь доступ к рабочей почте и приложениям часто становятся некоторым must have для многих компаний. Компания желает знать, чем заняты ее сотрудники и внедряют системы, способные вести учет рабочего времени.
Некоторые исследователи бьют тревогу: технологии слишком сильно срослись с нашей жизнью. Люди не могут соблюдать здоровый баланс между работой и личной жизнью: они трудятся везде, где есть возможность. Почти 70% опрошенных проверяют почту до 8 утра, столько же – не ложатся спать, пока не просмотрят письма. Специалисты сращивают работу и личное: 60% читают рабочую корреспонденцию, общаясь с семьей, 40% - за обедом.
Иллюзия работы в стиле 24*7*365 состоит в том, будто можно сделать все и сразу, на самом деле это очень сложно. Человек, который одновременно играет с ребенком и решает рабочие вопросы в мобильном телефоне, одинаково непродуктивен в обоих процессах. Невозможно поддерживать полноценную беседу с друзьями и отвечать на рабочие письма в одно и то же время. Хотя на первый взгляд, человеку кажется, что он способен быть многозадачным и рационально ведет учет рабочего времени. Это не так.
Исследовательский центр "Империя Кадров" провел исследование, которое показало, что около половины опрошенных работают внеурочно и задерживаются в офисе. 23% - задерживаются каждый день до 1 часа, 15% - на 2-3 часа, 2% - около 5 часов, 4% - остаются на работе более 5 лишних часов. 56% опрошенных обычно уходят домой вовремя. 24 % респондентов задерживаются на работе ежедневно. Причина тому – авралы и большой объем рабочих задач. Если в компании не ведется учет рабочего времени, все переработки сотрудников становятся их добровольным благотворительным вкладом в развитие компании.
На пользу ли это самой компании? Спорный вопрос. В долгосрочной перспективе сверхзагруженный сотрудник начнет снижать производительность, больше уставать, терять мотивацию, допускать много ошибок. Руководитель должен понимать, что учет рабочего времени не сводится к эксплуатации команды на 200%. Это невыгодно компании. Отметим только один плюс сверхурочной работы для сотрудников – возможность повышать профессиональные компетенции и саморелизовываться. Но стоит ли оно того, ведь тогда вся жизнь человека сводиться к работе, развитие получается однобоким.
В поисках выхода из сложившейся ситуации, компании стараются обеспечить для работников баланс «работа-личное». Вводят такие понятия, как гибкий график, уход за детьми без отрыва от производства, дистанционная работа, комнаты отдыха, матери и ребенка. Но то, что это необходимое требование современного ритма жизни – уже ни у кого не вызывает сомнения. Учет рабочего времени не должен загонять сотрудника в тупик, когда он привязан к офису всеми возможными техническими средствами. Адекватный учет рабочего времени - как барометр должен указывать человеку перегибы в его ежедневном графике и не давать потеряться в ролях.