Все риски связанные с текущим состоянием ВР означают, что мировая торговля нефтяными срочными производными должна сжаться. Здесь мы вновь имеем дело с таким кредитным случаем, которое вызывает ступор на рынках и затормозит торговлю. Это выглядит как будто сжатие кредитного рынка 2008 г. повторится снова только в худшем варианте, ибо ситуация в мире гораздо более хрупкая.
Хотя это никогда не обсуждалось, но мировая экономика сильно зависит от определяемых ВР условий долгосрочного кредитования для многих ключевых отраслей промышленности. Кто выступает гарантом по всем тем срочным бумажным обязательствам, выданным многочисленными мелкими нефтяными, газовыми, электроэнергетическими, компаниями, авиалиниями, местными автобусными, железнодорожными и транспортными компаниями, зависящими от кредитного рейтинга и финансовых результатов ВР? Не надо быть гением, чтобы понять, во что это все обернется. Если ВР придется спасать как некий банк, то системе придется напечатать гораздо большее количество денег.
Рынок, который как это часто бывает, интеллектуально ленив, еще не дошел до понимания, что кризис ВР может нанести ущерб равный банковскому кризису. В сравнении с банкротством ВР банкротство Lehman может показаться мелочью и более сильно потрясти тот карточный домик финансов, в котором мы живем.
***
Кстати, произошедшее на скважине BP в Мексиканском заливе — это, безусловно, драматичная ситуация. И за случившееся британская компания несет прямую ответственность как собственник проекта. Но, как отмечает председатель правления МГНК «СоюзНефтеГаз» Юрий Шафраник, у этой «медали» есть и обратная, причем не менее ответственная сторона — подрядчики, производители работ, буровики, обслуживающий сервисный персонал. А тут речь идет исключительно об американских субъектах. Вдобавок американскими являются и органы, которые призваны надзирать за соблюдением правил безопасности работ и надежностью оборудования. Поэтому только тщательное расследование позволит определить, кто главный виновник аварии.
Повторю — ситуация драматична, но о трагедии планетарного масштаба говорить не приходится. В крупных и сложных проектах подобное вполне вероятно (достаточно вспомнить, ценой каких потерь оплачивается освоение Космоса). Но из каждой драмы извлекаются уроки, каждая влечет за собой резкое повышение технической, технологической и профессиональной надежности.