Доминирование Китая на мировых рынках металлов и минералов вызывает все большую озабоченность на Западе. Этой актуальной теме посвящена статья Лоренса Вильямса (Lawrence Williams), главного редактора лондонского бюро портала www.mineweb.com, в которой в частности говорится:
Всего лишь несколько лет назад у США был огромный стратегический запас металлов гарантировавший выполнение военных программ. Однако по окончании «холодной войны» сохранение его посчитали ненужным и по требованию Конгресса в 1992 г. стратегический запас существенно сократили. На полученных от его распродажи $7 млрд сделали политический капитал, и программа сокращения стратегического запаса продолжает выполняться. Но сегодня, при все возрастающей доле мировых поставок металлов и минералов под контролем китайцев, не пора ли пересмотреть всю концепция стратегического запаса США?
Опасения вокруг доступа к ключевым стратегическим материалам появились из-за действий китайского руководства по контролю над торговлей редкоземельными элементами, когда их агрессивные продажи китайцами фактически вынудили некитайских производителей прекратить производство и поставили под китайский контроль около 90% мирового производства редкоземельных металлов. А сейчас китайские власти вводят экспортные квоты на эти материалы, что лишит доступа других к этому ключевому для большинства современных технологий сырью. Дело в том, что разработка новых месторождений редкоземельных элементов – это весьма дорогой и медленный процесс.
В какой-то степени этот случай является лишь верхушкой айсберга потенциального дефицита, с которым Запад уже столкнулся.
С началом глобального кризиса в 2008 г. горнодобывающим компаниям, в особенности малым разведочным и девелоперским, пришлось бороться за финансирование разработки новых крупных проектов западными банками. А китайцы между тем активизировались в обеспечении будущих поставок сырья для гигантских секторов металлургической и обрабатывающей промышленности. И деньги для этого у них есть. Фактически триллионы долларов.
Учитывая, что почти все китайские компании контролируются государством, а у этого государства огромный избыток такого обесценивающегося актива как доллар США – есть мощный толчок сверху перевести этот огромный избыток в более твердые активы. А мировая горнодобывающая промышленность представляет собой самую крупную цель для азиатского гиганта, потому что она дает ему возможность не только управлять ключевыми потенциально обесценивающимися активами ( по крайней мере долларом США), но и гарантировать поставки для растущей обрабатывающей промышленности. Этим не только обеспечивается источник доходов от зарубежных потребителей покупателей, но и рабочие места для гигантского – около 1,4 млрд человек- населения, которое в 3,5 раза превышает население США.
В статье в Wall Street Journal 20 июля указывалось, что инвестиции Китая в мировую горнодобывающую промышленность с 2005 г. увеличились более чем в 100 раз и в 2009 г. составили $13 млрд. Исследователь Heritage Foundation Дерек Сиссорз (Derek Scissors), создавший базу сделок по покупке китайцами горнодобывающих предприятий за рубежом, полагает, что потребность в металлах и минералах будет главным драйвером для увеличения инвестиций Китая за рубежом до более $100 млрд к 2014 году. В прошлом году по стоимости на китайцев пришлась примерно одна треть всех трансграничных сделок по слиянию и приобретению горнодобывающих компаний.
Однако не один Китай представляет собой угрозу для мировой торговли металлами и минералами. Население Индии сейчас составляет около 1,2 млрд человек, и скоро, вероятно, она обгонит Китай по этому показателю. Но уже сейчас Индия начинает привязывать к себе значительную долю мировых поставок стратегических металлов и минералов.
Что же это значит для западных экономик? На память сразу приходит ситуация в обрабатывающей промышленности Великобритании, которая постоянно хиреет, и страна в мировой торговле становится все более зависимой от секторов финансов и услуг. Напряженность, возникаюащая из-за этого в обществе, уже наблюдается в виде поляризации занятости как с точки зрения географии так и политики.
Частично это уже стало судьбой и США. И там обрабатывающий сектор все более перемещается за границу. Это результат как открытого капитализма, поскольку погоня за прибылью любыми средствами выдавливает промышленность в те регионы мира, где издержки ниже, так и гигантского роста и потребности в промышленном прогрессе таких стран как Китай, который с радостью воспринял возможность захватить мировое лидерство в обрабатывающей промышленности.
В конечном итоге это возвращает нас к вопросу о стратегических преимуществах. В данный момент у Китая нет причин для раскачивания лодки. Ему хорошо по мере усиления контроля над поставками сырья и перехода к нему лидерства в обрабатывающей промышленности от прежних лидеров. Своим доминированием в мире США обязаны своему успеху как промышленной державы и генератора богатства, но сейчас их позиции быстро ослабляются в пользу китайцев.
Если Китай продолжит в том же духе, то в конечном итоге он стает полностью доминировать в мировой промышленности, оставив США в хвосте, как они сами сделали это ранее с индустриальными экономиками старой Европы.
Есть смысл поразмышлять и над тем, что будет дальше. Благодаря своей промышленной мощи и богатству США являются ведущей военной державой мира. Такое положение вряд ли сохранится в силу структурных изменений в американском обществе и утраты промышленной мощи по сравнению с Китаем. Если Китай будет контролировать поставки стратегических металлов и минералов, то в конечном счете, он сможет контролировать и промышленность, а следовательно и рост или упадок военной мощи США!
Поэтому США следует возвратиться к накоплению стратегических запасов ключевых металлов и материалов, так как они делали это во время «холодной войны». Но чтобы принять китайский вызов эти стратегические запас следует сделать больше и более разнообразными. Сомнительно, чтобы в наши дни какая бы то ни было администрация США обладала как волей, так и деньгами для осуществления этого.
Мировой порядок меняется и, кажется, Запад мало что может поделать с этим, кроме как надеяться, что Китай использует кажущееся неизбежным доминирование для блага мира.