Корнищева Л.А., магистрант 2го года обучения, специальность "Менеджмент", профиль "Логистика:управление цепями поставок", КрасГАУ
В настоящее время электронные технологии не просто объединяются с различными отраслями производства или направлениями бизнеса, они становятся их неотъемлемой частью. Потому изучение принципов и методов, понимание механизмов работы электронной коммерции является вопросом очень актуальным. Интеграция системы Интернет, как способа оперативного обмена информацией, с электронными системами является достойным методом оптимизации цепей поставок распределительного центра.
В рамках данного вопроса были изучены научные туды Иванова Д.А. [1,2], Сергеева В.И [3], Юрасова А.В [4], также были проанализированы материалы на сайтах дистанционного обучения и форумах посвященных логистике,торговле и электронной коммерции.
Что же представляют собой электронные системы, и как определиться с выбором? Существует множество таких систем, рассмотрим некоторые варианты.
Система MRP ориентирована на планирование материальных ресурсов. Обеспечивает гарантии наличия требуемого количества материалов, их своевременную закупку и производство. Процесс планирования включает в себя непрерывный контроль запасов. Для планирования необходима вся информация о запасах материалов. Это нужно для того, чтобы рассчитать объемы закупок или производства.Использование такой системы позволяет повысить надежность обеспечения необходимыми материалами производственного процесса и оптимизировать время поставки материалов, значительно снижая складские издержки.
Более совершенной системой является MRPII. Она фокусируется на оперативном планировании всех производственных ресурсов. С помощью данной системы формируется основной производственный план-график, составляются оперативные планы, раскрывающие реализацию утвержденной производственной программы, оптимизируется потребление ресурсов. Реализация методологии MRP предполагает наличие обратной связи, способствующей оперативному информированию о качестве выполнения планов и позволяющей, при необходимости, внести коррективы в эти планы. Таким образом, MRPII-системы повышают эффективность управления и принятия корректных решений. Используя данную систему, предприятие способно оптимизировать большинство хозяйственных процессов.
Система ERP или управления ресурсами предприятия позволяет эффективно планировать коммерческую деятельность современного предприятия. Такая система ориентирована на работу с финансовой информацией для управления большими корпорациями с разнесенными территориально ресурсами. Также ERP-системы охватывают такие функции, как получения ресурсов, изготовления продукции, ее транспортировки и расчетов по заказам клиентов. В системы класса ERP добавляется прогнозирование спроса, управление проектами, управление затратами, управление составом продукции, модуль ведения технологической информации. В них прямо или через системы обмена данными встраиваются модули управления кадрами и финансовой деятельностью предприятия.
SCM-система – интегрированная система планирования процессов снабжения и управления ими, обеспечивающая координацию и контроль деятельности всех участников цепи поставок. Основная цель её внедрения – повышение прибыльности компании путем улучшения ее конкурентоспособности, значительного снижения затрат на логистику и закупки. Система SCM должна решает задачи взаимодействия с поставщиками: их поиск, оформление заказов, взаиморасчеты и т. п. Также система позволяет отслеживать размещение товара на складе и предоставлять данные об этом, фактически контролировать все складские процессы: подготовку склада, прием на хранение, отпуск со склада, обеспечивает оптимальное планирование размещения поступающих товаров по складам. С помощью SCM-системы можно рассчитывать стоимость перевозки различным транспортом, таможенные затраты и стоимость погрузочно-разгрузочных работ для оптимизации транспортных маршрутов. B составе комплекса SCM могут также использоваться специальные электронные торговые площадки для работы с дистрибуторами, где размещаются заказы и происходят взаиморасчеты. Также система может обеспечивать индивидуальный контроль над деятельностью каждого дистрибутора и мониторинг его надежности.
CRM-система или управление взаимоотношениями с клиентами включает программное обеспечение для управления циклом продажи – от анализа возможностей сбыта до контроля послепродажного обслуживания клиента, модуль отчетности для руководства, интернет-магазин или биржу для розничных и оптовых покупателей и дилеров. Она позволяет покупателям и дилерам размещать заказы на требуемую продукцию в Интернете, заключать контракты, платить и контролировать поставки. CRM-система может быть состыкована с ERP-системой потребителя для автоматизации его снабжения. Данная система обеспечивает всеобъемлющее управление работой отдела сбыта и ее внутренний и внешний контроль. Методика разбиения процесса работы с клиентами на этапы и контроль прохождения менеджером этих этапов по каждому клиенту дает возможность руководителю отдела сбыта с помощью целого ряда количественных показателей постоянно контролировать работу сотрудников, своевременно регулировать процесс продаж, принимать меры для повышения его эффективности. При использовании CRM-системы все работники компании действуют в единой информационной среде. Наличие такой среды позволяет скоординировать усилия для проведения активной продуманной сбытовой политики. С введением CRM-системы производительность работы менеджеров по продажам увеличивается в несколько раз. Больше контактов с клиентами доводится до заключения сделки, что приводит к росту объема продаж. Также улучшается качество работы с клиентами.
На основе изученной информации составим сравнительную таблицу представленных методов.
Метод |
Преимущества |
Недостатки |
MRP |
-гарантия своевременного поступления материалов и комплектующих; -оптимизация складских запасов; -уменьшение производственного брака при сборке готовой продукции, возникающего из-за использования несоответствующих комплектующих; -упорядочивание производства вследствие контроля статуса каждого материала, позволяющего отслеживать весь цикл его использования, начиная от заказа на данный материал до его использования в готовом изделии.
|
-увеличение
времени цикла из-за большого объема вычислений;
|
MRP II |
-получение оперативной информации о текущих результатах деятельности предприятия как в целом, так и по отдельным заказам, видам ресурсов, выполнению планов; -всестороннее планирование деятельности предприятия (долгосрочное и краткосрочное, укрупненное и детальное); -оптимизация финансовых и материальных потоков; -оптимизация объемов материальных ресурсов на складах; значительное сокращение непроизводственных затрат. |
-ориентация только на заказ, -слабая интеграция конструирования и проектирования, -слабая интеграция системы технологических процессов, -слабая интеграция планирования кадров и управления финансами |
ERP |
- -снижение себестоимости за счет повышения производительности; уменьшение времени выхода продуктов на рынок; -сокращение брака и числа производственных операций; -уменьшение складских запасов; --повышение качества продуктов; -рост информированности руководства (все необходимые данные для принятия решений о развитии бизнеса или любых операционных решений находятся в едином хранилище данных); -повышение качества прогноза и планирования; -формализация компании, предохраняющая ее от операционных ошибок; -интеграция (все подразделения компании связаны друг с другом) |
- -отсутствие тесной связи между информационными системами заказчика и поставщика позволяет заказчику легко менять поставщиков; -функции ограничены производством и администрированием |
SCM |
-решение задач взаимодействия с поставщиками; -консолидация складских процессов; -оптимизация транспортных маршрутов - индивидуальный контроль за деятельностью каждого дистрибутора. |
-высокая стоимость оборудования; -временные затраты на внедрение |
CRM |
-перехода к единой базе данных; -использования детальной информации о клиентах для исследования рынка и оптимизации продаж; -осуществление маркетинговых кампаний, основанных на аналитически ранжированных списках товаров и услуг, позволяющих оперативно анализировать их прибыльность; -адаптации к изменению конъюнктуры рынка; -оптимизации затрат при продвижении продуктов и услуг благодаря эффективному использованию различных маркетинговых каналов.
|
-высокая стоимость оборудования; -временные затраты на внедрение |
Вернемся к ключевому вопросу, какие системы больше подойдут для оптимизации цепей поставок распределительного центра?
Из предложенного списка следует выбрать достаточно проработанные, имеющие перспективный набор функций, системы, которые сфокусированы на ресурсах предприятия, на координации и оптимизации составляющих процесса снабжения. Такими системами можно считать ERP и SCM-системы. Использовать их можно как по отдельности, так и в совокупности. Источники утверждают, что по результатам исследований, внедрение ERP-системы мирового класса позволяет сократить ассортимент на 10–15% за счет отказа от неприбыльных позиций, снизить затраты на логистику на 3–5%, иметь доступ к достоверной информации в режиме реального времени. По разным оценкам компании, использующие системы управления цепочками поставок, экономят до 20% транспортных расходов, сокращают складские запасы на 25–60%, циклы выполнения заказов на 30–50%, общие затраты на логистику на 20–30%. Таким образом, при внедрении этих двух систем можно существенно оптимизировать работу распределительного центра и сократить затраты на логистику на 20–35%.
Список использованной литературы:
2. Иванов Д.А. Управление цепями поставок - СПб.: Изд-во
Политехн, ун-та, 2009. - 660 с.
3.Сергеев В.И. Корпоративная логистика.300 ответов на вопросы профессионалов - М.: Инфра-М, 2005. - 975с.
4.Юрасов А. В.Электронная коммерция: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. - 480 с