Лукиных Ю.В.,
магистрант 2го года обучения, специальность «Менеджмент», профиль «Логистика: управление цепями поставок», КрасГАУ
Аннотация. В статье рассматривается сеть Интернет как эффективная платформа для развития бизнеса компаний. Уделено внимание электронной коммерции, а также проблемам в деятельности компаний, работающих посредством Интернет.
Ключевые слова: Интернет, международная компания, электронная коммерция.
Непрекращающийся рост технологических возможностей глобальной сети оказывает значительное влияние на все сферы экономической и общественной жизни. Интернет перестал быть лишь глобальным средством коммуникации, обеспечивающим обмен текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией. Сейчас смело можно говорить об Интернете, как о самой современной и эффективной технологической платформе для развития бизнеса. Он изменил способ общения компании со своим потребителем, вследствие чего появились новые возможности для создания современных торговых марок, исследований, продаж и т.д.
Сегодня Интернет стал виртуальным электронным рынком, значительно изменившим возможности фирм в продвижении товаров и услуг. Этому способствовали различные факторы:
- пространственно-временные – Интернет постоянно расширяет границы своего влияния, а время в сети рассматривается не только в контексте продолжительности ее функционирования в астрономических рамках суточного цикла, но и со скоростью доставки запрашиваемой информации;
- экономические – Интернет стал сравнительно дешевым способом доступа к целому ряду высококачественных услуг, снижению затрат и адаптации к изменению ситуации на рынке. Как показывает практика, создание сайта обходится предпринимателю гораздо дешевле, чем аренда или покупка торговых площадей в любом магазине. И сама специфика онлайн-бизнеса подразумевает большие возможности для потенциальных клиентов компании;
- структурные – Интернет способствовал появлению новых отраслей экономики, в том числе на международной арене – дистанционная торговля, электронная коммерция, аутсорсинг, оффшорное программирование и т.д.;
- коммуникационные – Интернет выходит за рамки просто современного средства рекламы и становится новым источников маркетинговых исследований, коммуникаций с потребителем, позволяет перевести обслуживание клиентов на новый уровень. Продавцы могут оперативно реагировать на состояние рынка, соревноваться с ценой конкурентов и при возможности делать свои предложения более привлекательными, меняя цену на свой товар в режиме он-лайн, если необходимо, даже по многу раз в течение одного дня;
- инструментарные. Блоги и социальные сети прочно вошли в экономическую составляющую Интернета. С каждым днем все больше появляется новых социальных сетей, объединяющих людей по различным критериям. С их активным внедрением появилась новая возможность для размещения рекламы, продвижения бренда и привлечения потенциальных клиентов [1; С.5-6].
Организация электронного информационного обмена как между национальными предприятиями, так и международными, позволяет существенно повысить эффективность их деятельности за счет снижения коммуникационных расходов, уменьшения количества персонала, занятого обработкой входящих и исходящих документов, исключения возможных ошибок персонала, уменьшения времени для организации сделки, а также обеспечивает быстроту и точность получения информации, и высокую скорость финансовых расчетов.
Глобальная сеть Интернет сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Интернета позволяет сегодня вступить в ряды «электронных торговцев» и небольшим фирмам. Электронная витрина в Интернете дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный он-лайновый бизнес формирует новый канал для сбыта - «виртуальный», почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (программное обеспечение) могут быть поставлены через каналы сети, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в режиме он-лайн.
Электронная коммерция - это обмен товарами и услугами на базе существующих связей с помощью электронных средств коммуникации между партнерами по бизнесу. Это общая концепция, покрывающая любые формы деловых операций, проводимых электронным способом, используя телекоммуникационные сети. Такие операции могут осуществляться как между компаниями, компаниями и их заказчиками, так и между компаниями и государственными учреждениями.
Электронная коммерция включает в себя широкий спектр деятельности. Основным компонентом является поддержка цикла коммерческой сделки. Электронная коммерция включает электронную торговлю физическими товарами и услугами, а также электронным материалом. Кроме того, она включает рекламу и продвижение товаров и услуг, содействие контактам между предоставляющими их сторонами, обеспечение маркетинговых исследований рынка, пред- и послепродажную поддержку, электронные закупки и поддержку раздельных бизнес-процессов.
Электронная коммерция предоставляет широкие возможности для поставщиков, которые проявляются в глобальном присутствии; повышении конкурентоспособности; удовлетворении потребностей заказчика; сокращении пути товара к заказчику; экономии затрат и новых возможностях ведения бизнеса. А также и для заказчиков, которые заключаются в глобальном выборе; качестве услуг; персонализации товаров и услуг; быстрой реакции на спрос; снижении цен и новых продуктов и услуг [2].
Таким образом, Интернет-технологии открывают огромные возможности для создания, продвижения и развития электронной бизнес-площадки для любой организации. Полная автоматизация многих бизнес-процессов, упрощение схем взаимодействия, расширение возможностей в продвижении товаров и услуг, повышение скорости и качества координации работ – все это способно изменить структуру функций и конфигурацию предприятия.
Но, несмотря на то, что Интернет уже является неотъемлемой частью бизнеса для многих компаний, мало кому удается организовать работу в этой области достаточно эффективно. Среди недостатков отмечается недостаточное внимание большинства интернет-магазинов к «обратной связи» с посетителем и высокий процент компаний, ограничивающих информацию о товаре одной строкой в прайс-листе, без какой-либо – пусть даже минимальной – сопроводительной информации. Не лучшим образом отражается на сетевых продажах также отсутствие системы поиска и логично выстроенного каталога. Добавим также низкий уровень образованности некоторых слоев аудитории, сложность в использовании, нерешенность всех вопросов правового обеспечения сделок, а также низкий кредит доверия. Продвижение товаров и услуг, сделки по их покупке в сети Интернет нуждаются в обеспечении безопасности передаваемой информации, особенно при прохождении электронных платежей. У пользователей, например, не должно возникать проблем с тем, как перевести на счет деньги [1].
Г.М.Мишулин выделяет основные проблемы в деятельности компаний, работающих посредством Интернета:
1) Отсутствие актуальной информации. Потенциальные покупатели не всегда могут найти свежие данные о компаниях, продуктах и услугах. Часто отсутствует информация о стоимости, гарантии и наличии в продаже необходимого товара. Это связано с нежеланием использовать в полной мере и развивать интернет-площадку как основной инструмент продвижения товаров и услуг.
2) Эмоциональный фактор. При покупке товаров и услуг в сети Интернет покупателям не приходится общаться лицом к лицу с продавцом, что может вызвать определенные недоверие и сомнение в качестве предлагаемого товара.
3) Низкая скорость и маленький охват аудитории. Из-за слабого технического развития сетей или полного отсутствия широкополосного доступа в Интернет в некоторых отдаленных районах потенциальные покупатели не могут оформить с достаточной скоростью покупку, а компании теряют потенциальных клиентов.
4) Мошенничество. В условиях широкого распространения интернет-технологий в сфере экономической деятельности сетевая преступность сегодня представляет реальную угрозу безопасности потребителей, бизнеса, государства и общества. Криминализации Интернет способствует анонимность преступника и возможность оставаться на расстоянии многих тысяч километров от потенциальной жертвы [1; С.12].
Растущий в последние годы интерес к электронной коммерции во многом связан со стремлением упростить и облегчить процесс совершения внешнеторговых сделок. Убытки, которые наносятся внешнеторговым компаниям из-за задержек партий товаров на границе, сложных и запутанных требований к представляемой документации, слабого уровня автоматизации при осуществлении таможенных и других процедур, часто могут превышать суммы таможенных пошлин и прочих официальных сборов. Усилия по упрощению и гармонизации международных торговых процедур распространяются на большое число вопросов, включая официальные процедуры, транспорт, электронную передачу информации, банковские и платежные процедуры, страхование и информационную поддержку бизнеса [2].
Среди других факторов, влияющих на международные компании в частности, выделяют расстояния, инфляцию, политические риски, особенности регионов (например, отмечать праздники), культурные различия. Последние, по словам П.Бендера, являются самой сложной сферой, где совершается больше всего ошибок [3]
По словам Г.М.Мишулина, сегодня динамическое развитие Интернет-экономики глобально влияет на бизнес компаний, имеет стратегическое значение для их конкурентоспособности и стабильности в будущем. Интернет привнес невиданные прежде возможности ускорения производственных циклов, в частности процессы подготовки производства – поиск клиентов, поставщиков, оборудования, сбыта продукции, продвижение компании как на локальном, так и на международном рынках [1].
Список использованных источников
1. Мишулин Г.М., Бирюков А.Ю. Интернет и развитие инновационных инструментов маркетинга // Научные труды КубГТУ, № 3, 2014. –[Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// ntk.kubstu.ru
2. Электронная коммерция как средство повышения эффективности бизнеса. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://capri.urfu.ru/global_business/el_commerce.htm
3. Harps, L. Global Logistics: Bridging the Cultural Divide. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.inboundlogistics.com.