Кризис ставит перед руководителями новые задачи, особенно в аспекте поддержания эффективности и мотивации команды. Люди естественно начинают беспокоиться за свое будущее, когда продажи падают, грозит оптимизация штата, или полное прекращение деятельности компании. Какие существуют особенности управления и контроля персонала в таком случае.
На первый взгляд кажется, что в ситуации кризиса от менеджера требуется особый набор навыков и подходов к персоналу. Но эксперты утверждают, что лучшие руководители в стадии сокращения или ликвидации компании не отказывались от традиционных надежных стратегий и активно их использовали. Вот шесть принципов управления и контроля персонала, которых стоит придерживаться, если компания переживает непростые времена.
Пытайтесь переломить ситуацию
Даже когда положение кажется безнадежным: назначен день закрытия компании или поглощения фирмы, всегда остается проблеск надежды. Если такой шанс есть, мотивация и контроль персонала сводятся к двум задачам. Первое, обсуждение с сотрудниками, имеющими дело непосредственно с клиентами компании, что нужно изменить в работе. Второе, экспериментирование с бизнес-моделями. Основная задача – увести компанию с того курса, что ведет к исчезновению.
Покажите команде основную цель
Человеку нужно верить, что его работа имеет значение и смысл. Делать это сложнее, когда в качестве цели уже не значится успех организации. Мотивация и контроль персонала в таком случае сводится к тому, чтобы у сотрудников появилась личная цель: оставить о себе хорошие впечатления или доказать, что критика коллектива была несправедлива.
Ищите адекватные стимулы
Руководителю в первую очередь самому себе, а потом и каждому сотруднику следует объяснить, зачем что-то делать и производить. Хотя компания и терпит крах, хорошая работа должна вознаграждаться. Чтобы это последнее время в компании не стало для сотрудников бессмысленным, нужно адекватно стимулировать и контролировать персонал: возможно, они за это время приобретут ценные навыки или при слиянии, новое руководство оставит у себя лучших.
Сохраняйте индивидуальный подход
Даже перед закрытием компании люди хотят, чтобы в них видели и ценили личность. Одинаковая стимуляция всем не подходит. Нужно постараться сделать управление и контроль персонала индивидуализированными: уделить каждому члену команды особое внимание. Когда уже получено неприятное известие, пригласите сотрудников к себе по одному для обсуждения грозящего компании кризиса. Обсуждение ситуации в личной беседе поможет легче ее принять.
Будьте честны и верны себе
В острых ситуациях у людей обостряется восприимчивость, они сразу различают ложь и неискренность. Необходимо сделать ситуацию максимально прозрачной для сотрудников: пусть им становится доступна новая информация о происходящих переменах. Предельная искренность руководителя – еще один принцип в управлении и контроле персонала, когда компания переживает сложные времена.
Не маскируйте эмоции
Дурные новости не могут радовать: люди пугаются, огорчаются, злятся. Руководителю не стоит делать вид, что он не замечает этих переживаний. Управление и контроль персонала в этом случае, конечно, не делает из руководителя психолога: достаточно сказать сотрудникам, что руководитель готов в любой момент обсудить острые вопросы. Однако, если кому-то требуется помощь специалиста, можно порекомендовать надежного консультанта.
Эти шесть принципов управления и контроля персонала в кризисной ситуации помогут сделать так, чтобы люди эффективно работали, качественно решали поставленные задачи и действовали осмысленно, даже когда компания рискует не пережить кризис.