Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 15:48:28
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Каравай «Искры» может накормить город с полумиллионным населением

СергейТолстиковПеред селянами Красноярья  поставлена задача получать не менее 30 центнеров зерна с гектара и надаивать от одной коровы по 5 тысяч килограммов молока. Иначе, считают специалисты, нет смысла заниматься сельскохозяйственным производством в условиях жёсткой рыночной конкуренции.

В нашем крае есть хозяйства, где давно перешагнули эту планку. Среди таких лидеров ЗАО «Искра» Ужурского района. Собственный корреспондент «Красноярского рабочего» Виктор Решетень встретился с директором этого хозяйства Сергеем Толстиковым.

-- Сергей Юрьевич, до конца года остались считанные дни. С каким настроением ваш коллектив и вы лично провожаете этот год?

-- Если говорить о производственных показателях, то уходящий год для коллектива ЗАО «Искра» удался. Мы получили рекордный за всю историю хозяйства намолот зерна - более 154 тысяч тонн. Говорят, что человеку в год нужно около 300 килограммов хлеба. Получается, что «Искра» может накормить хлебом город с полумиллионным населением. Это радует, поскольку сложилось так, что продажа зерна для нас является основным видом дохода. Урожайность нынче не рекордная - 51,5 центнера с гектара. Бывало и выше, но за счёт увеличения посевных площадей мы намолотили столько хлеба, сколько прежде никогда не было. Это тем более важно, что нынешний сельскохозяйственный год  был не из простых. Весна выдалась на редкость холодной, поэтому сеять пришлось с опозданием. Затем почти месяц не было осадков, а позже начались затяжные дожди. Из-за этого хлеб к уборке подошёл гораздо позже обычного. Пришлось сдерживать уборку для того, чтобы зерно созрело в колосе. По этой причине мы впервые за многие годы ушли с жатвой в октябрь. Впрочем, когда в Сибири уборка была лёгкой? Я проработал директором в «Искре» девять лет, до этого столько же возглавлял ЗАО «Солгонское», и не припомню, чтобы погода дала нам убрать урожай без особого напряжения сил. Главное, что зерно в этом году очень хорошего качества.

Правда, с осени цена на зерно не особо радовала. Мы начинали продавать хлеб по цене менее 7 тысяч рублей за тонну «на вагоне». Но сейчас зерно заметно подорожало, перевалив в декабре за 10 тысяч рублей за тонну. Поскольку во многих регионах Сибирского федерального округа урожай зерновых нынче не удался, а кое-где хлеба даже привалило снегом, аграрники за последние годы ослабли технически, спрос на зерно сейчас ажиотажный. Нет дня, чтобы мне не звонили потребители из Кемеровской, Иркутской и Томской областей, Алтайского края, с Урала и из Санкт-Петербурга с просьбой продать им зерно. Поэтому наш отгрузочный пункт, где идёт погрузка зерна в железнодорожные вагоны, всегда в работе. В Красноярском крае традиционно складывается низкая цена на зерно, нет крупных мелькомбинатов, поэтому мы стали основным поставщиком зерна за пределы края. У нас есть опыт продажи зерна в Монголию, Корею, Японию.

22c229de24e3c106e19ec24bfe73385e.jpgВ животноводстве мы тоже сделали большие шаги вперёд. Постоянно увеличивается поголовье КРС - оно достигло 8200 голов. Развиваем мясное скотоводство. Увеличиваем валовые надои и привесы. Нынче привес КРС будет по году свыше 900 граммов в сутки. Ожидаем надой молока свыше 7 тысяч килограммов от коровы. Это в среднем по хозяйству, но у нас есть немало передовиков производства, которые в работе добились ещё более весомых результатов. К примеру, комбайнёр Юрий Зайцев на комбайне «Джон Дир» намолотил нынче 53,6 тысячи центнеров зерна. Тракторист Сергей Чеснаков на пахоте в несколько раз перевыполнил норму. Звено доярок из села Кулун, в котором трудится Ольга Свежакова, по рабочему графику встретило Новый год ещё в начале декабря. И таких работников, которые относятся к делу с душой и творчески, в нашем хозяйстве большинство. Это благодаря их самоотверженному труду «Искра» - одно из лучших хозяйств нашего края.

Самое удивительное заключается в том, что, получив в этом году рекордные показатели в полеводстве и животноводстве, мы лучше жить не стали. Всю прибавку «съели» выросшие цены на ГСМ, минеральные удобрения, технику и запчасти. Прибыль в этом году будет ниже. Заработная плата вырастет по итогам года ненамного и будет составлять около 30 000 рублей. Я считаю, что наши люди за свою работу должны и достойны получать больше.

Но даже в таких условиях мы не стоим на месте, а принимаемся за кардинальную модернизацию производства, в первую очередь, переработки. Наши убойный, колбасный и молочный цеха в последние годы устарели. Поэтому в нынешнем году мы спроектировали и начали строить новый мясокомбинат. Успели закупить для него немецкое оборудование ещё по низкой цене евро по отношению к рублю. Через год мы запустим новое производство, где будем выпускать продукции гораздо больше, а самое главное, качественнее, чем прежде.

Когда начали строить мясокомбинат, выросла цена на свинину. У нас своих свиней нет, мы покупаем свинину или у частников, или в Солгонском и Назаровском совхозах. Однако в последнее время свиней на частных подворьях практически не осталось, а в совхозах цена свинины выросла до 190 рублей за килограмм. Мы в такой ситуации решили: почему бы нам самим не заняться свиноводством? Сейчас занимаемся проектированием нового свиноводческого комплекса на 10 тысяч голов. Как и все наши производства, он будет оснащён самым современным немецким оборудованием. Начнем его строить весной. А свиней мы разведём таких, которые будут давать больше мяса, чем сала.

Также у нас в планах строительство нового молочного цеха. Земля под него уже отведена, оборудование купим, сейчас ведутся проектные работы. Когда обновим всю переработку, начнём расширять собственную торговую сеть. Впрочем, этот процесс у нас уже пошёл. Нынче мы купили два магазина в Шарыпово и один в Копьёво, доведя количество торговых точек до десяти. Следующий этап - открытие оптовой базы и сети магазинов в краевом центре.

Больше всего сейчас волнует нестабильный курс евро и доллара. Из-за этого принято решение впервые за последние годы не покупать на следующий год технику: тракторы, посевные комплексы, комбайны, опрыскиватели. Будем ремонтировать часть старой техники ещё на один год.

-- Планы у вас, конечно, грандиозные, аж дух захватывает. Но всё же, как вам удаётся в условиях холодной Сибири на фоне общей стагнации российской экономики добиваться таких рекордных показателей? Откройте секрет коллектива ужурской «Искры»?

-- У нас исторически, ещё со времён директорства моего отца, Юрия Ивановича Толстикова, сложилась передовая в Сибири система земледелия. Прежде всего, мы не жалеем денег на минеральные удобрения, которых вносим из расчёта 2,5-3,0 центнера на гектар пашни. Причём стараемся вносить согласно почвенных картограмм: где нужен азот - вносим больше азота, где нужен фосфор - вносим больше фосфора. Планируем купить в этом году 12,5 тысячи тонн удобрений физического веса. На сегодня уже получено 10 тысяч тонн.

Применяем также все необходимые средства защиты растений. Особенно тщательно проводим борьбу с подмаренником и овсюгом, болезнями зерновых культур и полеганием пшеницы. Обработка почвы производится качественно, потому что большинство почвообрабатывающих машин и посевных комплексов импортные. Все полевые работы стараемся делать в самые благоприятные сроки.

Успехи в животноводстве связаны, прежде всего, с правильными кормлением и содержанием скота. Всё это постепенно внедряется на основе зарубежного опыта.

-- А вы не боитесь, что можете попасть под пресс международных санкций, которые ведущие страны Европы ввели против России? С другой стороны, как на ваше хозяйство повлияло решение российского правительства в ответ на санкции «буржуев» отказаться от импорта продовольствия?

-- По моему твёрдому убеждению, по проблеме санкций против России и вопросу: «Проживет ли Россия без импортного продовольствия?» нагнетается нездоровый патриотизм. На мой взгляд, патриотизм должен заключаться в том, чтобы страна жила не только от продажи нефти и газа, а развивала свою промышленность, переработку, науку, сельское хозяйство, строила заводы, в том числе ферросплавные. Последние десятилетия этого ничего в стране не делалось, и мы отстали от мира на многие годы.

Может ли ЗАО «Искра» работать и производить продукцию без получения импортных товаров? Мы имеем много зарубежной техники и животноводческого оборудования, на которое не производятся запчасти и не имеется аналогов в России. Любая российская техника сильно уступает «Джону Диру» или «Нью Холанду». Все средства защиты растений в России импортные или сделаны из импортного действующего вещества. Для нашего высокопродуктивного скота ежедневно необходимы импортные подкормки, лекарства, вакцины - их аналогов в России не производится.

Так что санкции сельскому хозяйству очень невыгодны, без импортных приобретений наше предприятие продуктивно работать не сможет, и я надеюсь, что все эти проблемы в ближайшее время благополучно решатся.

-- Надеюсь, что серьёзной поддержкой хозяйству будет та помощь, которую сельчанам оказывается из федерального и краевого бюджета. Тем более, что после введения санкций льготы и субсидии наверняка возрастут.

-- Последние 5-6 лет сумма федеральных и краевых дотаций по годам выплачивается примерно одинаковая. Раньше дотации составляли 8-9 процентов от производства продукции, сейчас из-за того, что мы прибавили производство, процент дотаций уменьшился до 6-7.

Власти постоянно меняют правило - за что выплачивать дотацию. Пять-шесть лет назад основные деньги выплачивались как компенсации за приобретение удобрений, средств защиты растений, техники. Три-четыре года назад активно субсидировалось развитие животноводства. Последние годы основной стала субсидия на гектар пашни, независимо от того, хорошо или плохо хозяйство работает на этой пашне.

Я считаю, что дотировать нужно развитие производства, а не собственников и арендаторов сельхозугодий.
Виктор РЕШЕТЕНЬ.
Фото автора.

Количество просмотров: 2507
15.12.2014 09:22 | Salamboблог автора

Еще публикации: