Согласно опубликованному компанией Cisco отчету Cisco Connected World Technology Report 2014, специалисты поколений «икс» и «игрек» (их еще называют «ровесниками тысячелетия») требуют более гибкого режима рабочего дня, тогда как работодатели начинают менять свою позицию в данном вопросе, прислушиваясь к пожеланиям работников. Положенное в основу отчета исследование показало также, что большинство специалистов поколений «икс» и «игрек» считают смартфоны и носимые устройства самыми важными подключенными устройствами сотрудников, отводя ноутбукам роль стационарных компьютеров на рабочих местах.
В целом же в отчете обозначены основные направления, по которым технологии формируют будущее рабочего процесса. Исследование посвящено также тому, как предпочитаемые упомянутыми поколениями устройства, приложения и решения определяют новые подходы к работе (включая появление работников-«многостаночников», одновременно использующих 4 устройства), а также меняют отношение к удаленной работе, использованию приложений и процессу приема на работу.
Полученные в ходе исследования результаты проливают свет и на то, как появление «умных» устройств — в том числе носимых — может повлиять на информационные технологии и разработчиков ИТ-стратегий, особенно, в связи с зарождением Всеобъемлющего Интернета (Internet of Everything, IoE), создающего новые связи и меняющего формы общения специалистов нового поколения.
Четвертое по счету ежегодное исследование Cisco Connected World Technology Report было проведено по заказу Cisco независимой американской аналитической компанией InsightExpress. В исследовании участвовали представители поколений «икс» и «игрек» и специалисты по работе с кадрами в разных отраслях. Были опрошены более 3 700 респондентов в возрасте от 18 до 50 лет в 15 странах (США, Канада, Мексика, Бразилия, Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Россия, Польша, Индия, Китай, Япония, Южная Корея, Австралия).
В отчете анализируется связь между поведением сотрудников и повсеместным проникновением сетей и Интернета. Такой анализ дает бизнесу возможность понять, как сохранить конкурентоспособность на фоне технологических тенденций, меняющих образ жизни. Исследование проливает свет на проблемы, с которыми сталкиваются компании, пытаясь сбалансировать текущие и перспективные потребности бизнеса и сотрудников в условиях расширяющихся возможностей мобильной связи, роста рисков информационной безопасности и расширения технологических возможностей доставки информации.
РАБОЧЕЕ МЕСТО БУДУЩЕГО
Станет ли «многостаночник» самым востребованным работником будущего?
Более 40% специалистов поколений «икс» и «игрек» и почти 60% кадровиков считают себя «многостаночниками», т.е. людьми, способными одновременно решать более двух задач.
По мнению кадровиков, работающие в их организациях «многостаночники» поднимают общую планку эффективности, и поэтому они больше всего годятся на роль менеджеров, руководителей и самостоятельных сотрудников.
Примерно половина специалистов поколений «икс» и «игрек» полагает, что способность к многозадачности делает работника более продуктивным, а 62% кадровиков считают, что «многостаночники» повышают продуктивность их организаций.
Почти две трети респондентов убеждены, что в 2020 г. «многостаночники» станут наиболее востребованными сотрудниками в их организациях.
Поколения «икс» и «игрек»
Специалисты, принадлежащие к поколению «игрек», чаще отмечают, что они действуют иначе, чем поколение «икс», когда речь идет об эффективности и многозадачности: на свою бОльшую, по сравнению с поколением «икс», эффективность указывают 56% специалистов поколения «игрек».
Более 40 процентов специалистов полагают, что сотрудники поколения «игрек» эффективнее других поколений решают несколько задач сразу.
60% специалистов поколения «икс» и 81% кадровиков признают, что сотрудники поколения «игрек» быстрее выполняют задачи с помощью мобильных устройств и приложений, чем сотрудники более старшего возраста.
Кроме того, 7 из 10 кадровиков уверены, что сотрудники поколения «игрек» будут работать быстрее, если получат возможность использовать собственные мобильные устройства и приложения вместо настольных компьютеров и ноутбуков.
Жизнь и многозадачность: у опасной черты
Чуть меньше половины специалистов, находясь за рулем, по крайней мере иногда отвлекаются на дела, связанные с работой (отсылка почты, текстовые сообщения, твит, голосовые команды Siri). Кроме того, во время движения две трети отвечают на телефонные звонки, причем у почти половины из них на это уходит четверть времени, проводимого за рулем.
Как руководить поколениями «икс» и «игрек»
Почти 2/3 специалистов поколения «икс» и более 80% кадровиков имеют либо имели в своем подчинении сотрудников поколений «икс» и «игрек».
Большинство из тех, кому доводилось иметь таким образом дело с сотрудниками обоих поколений, отмечают, что руководить специалистами поколения «икс» легче, чем их более молодыми коллегами. Вместе с тем примерно одна треть респондентов считает, что руководить обеими группами одинаково просто.
Более 1/3 представителей поколения «икс» и кадровиков с опытом руководства сотрудниками поколения «игрек» отмечают, что наибольшую сложность представляла приверженность последних принципу «вынь да положь».
Специалисты поколения «икс» и кадровики согласны в том, что менеджерам будущего понадобятся новые методы руководства представителями поколения «игрек», которые начнут заполнять все больше рабочих мест.
Будущее найма и кадровой работы
Приблизительно 6 из 10 (58%) кадровиков готовы оформить кандидата на работу на основании лишь видеоинтервью, т.е. без личной беседы.
Мнения о том, кому отдать предпочтение при приеме на работу: знающему специалисту или человеку, лучше вписывающемуся в корпоративную среду, — разделились поровну.
40% кадровиков считают, что при приеме на работу менеджеров начального уровня важнее всего личные качества.
1/3 кадровиков ищут и будут искать только местных сотрудников, тогда как примерно 1/5 опрошенных заявляют, что уже занимаются поиском кандидатов в масштабе целой страны, а то и в других странах (по примеру Мексики, Индии и Франции).
Рабочий день с 9 до 17 становится анахронизмом. На смену ему идет жизнь в режиме постоянного подключения
Более половины специалистов поколений «икс» и «игрек» считают себя круглосуточно доступными для работы. При этом 3 из каждых 10 доступны как по электронной почте, так и по телефону.
Существует ли еще рабочий день с 9 до 17? Скорее всего, нет. Сейчас он выглядит так: работа с 7 до 8, потом перерыв, а затем снова работа с 9 до 12, с 14 до 17 и, наконец с 21 до 22.
Набирает популярность гибкий рабочий день: примерно четверть специалистов поколений «икс» и «игрек» сообщили, что руководство позволяет им работать дома.
Примечательно, что специалисты поколения «игрек», имеющие возможность удаленной работы, скорее предпочтут работу в офисе, чем их коллеги из поколения «икс».
В организациях, позволяющих сотрудникам работать дома, более 40% специалистов поколения «игрек» сказали, что в офисе им работается продуктивнее, к тому же там им легче сосредоточиться.
Больше четверти респондентов (на первом месте в этом смысле специалисты из Германии и Франции) считают, что к 2020 г. усилится распределенность организаций в масштабах страны и мира, и менеджерам не потребуется каждый день находиться в одном офисе со своими подчиненными.
Трехчасовой обеденный перерыв становится нормой: поколения «икс» и «игрек» предпочитают гибкое расписание и взамен готовы работать без привычного графика
В том, что касается отношения к традиционной продолжительности рабочего дня «белых воротничков», ответы специалистов разделились примерно поровну. При этом чуть менее половины предпочитают вместо традиционного рабочего дня с 9 до 17 иметь возможность работать и развлекаться в любое время и в любом месте без каких-либо ограничений.
Большинство специалистов поколения «икс» считают, что «ровесники тысячелетия» предпочитают гибкий рабочий день, хотя на самом деле 54% последних тяготеют к стандартному графику.
Примерно четверть опрошенных специалистов — сотрудники организаций, позволяющих им работать дома. Среди них работать дома предпочитают только 28% поколения «игрек», 19% поколения «икс» и 6% кадровиков.
44% специалистов поколения «игрек» признались, что они более сосредоточены и продуктивны, работая в офисе, тогда как среди специалистов поколения «икс» 38% одинаково сосредоточены и продуктивны при работе и дома, и в офисе.
Разделившись примерно поровну, чуть больше специалистов, особенно в Китае, Южной Корее, России и Мексике, высказываются за традиционный распорядок работы и личной жизни.