В преддверии Нового года российские банки стараются запустить особые праздничные предложения: новогодние вклады с повышенной ставкой, сниженные проценты по кредиту или просто подарить подарок каждому новому клиенту. Насколько в действительности акции и спецпредложения способны привлечь потенциального клиента? Может быть, новогодние подарки от банков – это просто дань традиции? Кроме праздничного настроения ждут ли банки от Деда Мороза увеличения прибыли и расширения клиентской базы?
Директор департамента маркетинга РОСГОССТРАХ БАНКа Виктор Морозов считает, что проведение новогодних акций направлено на достижение всех перечисленных выше цели: "Действительно, эта пора - время различных акций и спецпредложений банков по продуктам и услугам, целью которых является привлечение новых клиентов, увеличение лояльности уже имеющихся и создание праздничного настроения. Как правило, акции имеют непродолжительный период действия, но стимулируют увеличение потока клиентов. Назначение акции — привлечь внимание потенциального или существующего клиента, а уже при посещении банка ему могут быть предложены различные другие продукты, так или иначе связанные с продвигаемым. Что касается интереса клиентов к акциям - по опыту можно сказать, что они пользуются большой популярностью. Многие клиенты специально "ловят" такие предложения из года в год, чтобы получить более выгодные предложения и дополнительные бонусы. С запуском той или иной акции и сопровождением ее рекламной кампанией приток клиентов может увеличиться на 30-50%, но все зависит, конечно же, от предложения".
Новогодние праздники могут привести в банк новых клиентов и помочь удержать старых. Главное – придумать что-то действительно интересное и привлекательное. Что же предпринимают кредитные организации?
Праздник с выгодой
Первая и, пожалуй, самая популярная разновидность праздничных предложений – вклад с особыми условиями, который можно открыть только в новогодний период. "Если сфокусироваться на вкладах, то клиентов, условно, можно поделить на несколько групп. К первой относятся те, кто обращается в государственные или частные банки с известным именем или намеком на принадлежность к западным брендам. Для этой группы характерен поиск надежности и безопасности, порой в ущерб выгоде по ставке. Для банков этих категорий свойственны масштабные btl-акции с розыгрышем крупных призов. Акционная составляющая в данном случае может стать одним из центральных торговых предложений при продвижении продукта", - рассказывает порталу FF.ru начальник управления маркетинга депозитных и кредитных продуктовБанка "Открытие"Петр Музыкант.
По его словам, если обратить внимание на другую группу банков, то в ней будет на первом месте выгодное продуктовое предложение, как правило, под менее известным брендом, хотя и здесь случаются исключения: "Клиенты, отдающие предпочтение этим предложениям, заинтересованы в максимальным доходе. Для этой группы характерен подход с предложением более бюджетных подарков, которые может получить значительно большее число клиентов. Этот подход благоприятно влияет на принятие решения при рассмотрении нескольких предложений со схожими условиями по вкладу, когда клиент понимает, что кроме процентов в конце срока его ожидает приятный бонус на входе. Если говорить о накопленном опыте, то при проведении акций с подарками Банк "Открытие" стремится поблагодарить максимальное число клиентов за сделанный выбор".
Впрочем, спецпредложение может сочетать в себе и высокую ставку по вкладу и подарок, делится опытом Петр Музыкант: "Если говорить о повышенном проценте по вкладу, то это предложение в первую очередь интересно тем, кто хочет получить максимальную доходность от вложенных средств. В сентябре Банк "Открытие" запустил рекламную кампанию по сезонному вкладу со ставкой до 11% годовых в рублях на срок 546 дней. Это предложение выделяется на общем фоне и выходит с коммуникацией "большой процент в большом банке". В данном случае предложение значительно выше по ставке от того, что обещают другие крупные банки. При этом мы дарим подарки нашим клиентам при сумме вклада более 400 000 рублей. Совокупное предложение высокой ставки и подарка вызывает интерес у существующих и новых клиентов, которые охотно открывают новый вклад в офисах банка".
Ни для кого не секрет, что в преддверии новогодних праздников траты населения существенно возрастают.
Ноябрь-декабрь для кредитных подразделений банков – время "сбора урожая". Увеличиваются обороты по кредитным картам (прирост может составлять порядка 20-30%), растет спрос на кредиты. И здесь основная задача банка – выделиться на общем фоне со своим кредитным предложением.Интересным может быть, например, кредит с отсрочкой первого платежа. По той же причине клиента может заинтересовать кредитная карта с наиболее продолжительным льготным периодом или потребкредит со сниженной ставкой.
"Из положительного опыта можно выделить предложение фиксированной процентной ставки для кредитов сроком до одного года. Это предложение пользуется спросом и максимально прозрачно для клиента", - комментирует Петр Музыкант.
Карта как подарок
Банки, активно предлагающие подарочные карты, при подготовке к праздникам разрабатывают привлекательный новогодний дизайн. Такие карточки пока не очень популярны на российском рынке, но эксперты прогнозируют, что в будущем они серьезно потеснят подарочные сертификаты. Преимущество карты в том, что ее обладатель может тратить деньги на что угодно и где угодно, тогда как сертификат можно использовать лишь в конкретном магазине. Предлагая такие продукты, банки в свою очередь рассчитывают на привлечение средств (при безналичной оплате покупки на карточке, как правило, остается некая денежная сумма) и новых клиентов (сама по себе карта – уже реклама для банка).
Многие кредитные организации также устраивают розыгрыши призов или дарят подарки. Такой вариант привлечения клиентов положительно оценивает Мария Бурак, директор департамента маркетинговых коммуникацийБанка Хоум Кредит: "По нашему опыту мы знаем, что дополнительные призы и стимулирующие акции всегда привлекательны и стимулируют интерес к продуктам и увеличивают продажи. Лотереи, которые банк проводил в предновогодние периоды в 2012 и 2013 гг., были ярким доказательством. В каждой из лотерей участвовало более 1 млн. людей. Все механизмы стимуляции работают, но основной вопрос насколько каждый из них привлекателен и актуален для клиентов. Лучшим подарком по результатам исследований, которые провел банк, являются все-таки деньги. Особенно когда речь идет о том, что подарки выдает банк."
Итак, банки считают, что новогодние акции – не просто дань традиции, а еще и повод исполнить желание - привлечь новых клиентов выгодными и интересными предложениями. Поэтому праздники для кредитных организаций – это еще и серьезный повод поработать над продуктовой линейкой.