АНФАЛОВ А.А.
Кафедра логистики, Красноярский государственный аграрный университет
На повестке дня - применение современных логистических методов на транспорте. Это требует внедрения новых стратегий маркетинга (развития рынка и продукта), существенных изменений в управления снабжением на базе совершенствования моделей цепей поставок (МЦП), внедрения и развития маркетинговых и логистических информационных технологий. В воздушном транспорте (ВТ) как самом быстром и доступном для отдаленных территорий логистика особенно важна и актуальна как мощный фактор регионального развития. Отрасль ВТ - одна из наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. К сожалению, во многих научных работах и даже в учебниках по логистике его роль недооценивается. По нашему убеждению, именно авиация является одной из приоритетных сфер развития регионов, стратегически важной, напрямую относящейся к экономической безопасности, требующей применения инновационных логистических методов. Помимо отмеченных в литературе достоинств ВТ, часто уходит на второй план то, что именно ВТ имеет наивысшую маневренность в организации пассажирских перевозок на большие расстояния. Это особенно актуально в регионах с большой площадью, сильно разбросанных, с удалёнными населёнными пунктами - Аляска, север Канады, северные и северо-восточные регионы России и т.п. Новые линии ВТ могут создаваться быстро и с меньшими капиталовложениями, чем строительство авто- и железных дорог, портов и ж.д.станций. Именно ВТ имеет быстрейшую возможность маневрировать подвижным составом (парком воздушных судов - ВС) в зависимости от величин грузо- и пассажиропотоков, а также наикратчайшие расстояния маршрутов по сравнению с другими видами транспорта, максимизирует экономию времени. Высокие скорости, дальность полетов, спрямленные авиатрассы обеспечивают в сравнении с другими видами транспорта существенное сокращение времени перемещения пассажиров и грузов. Одна из самых актуальных проблем стратегий региональной воздушно-транспортной логистики - минимизация затрат на доставку грузов для максимизации выгоды и при этом сохранение качества, безопасности перевозок, сохранности грузов, плюс высокие прибыли предприятий отрасли. Крайне необходимо повышать эффективность участников МЦП во всей авиаиндустрии. Это предполагает формирование принципиально новых взглядов на роль маркетинга и логистики, инновационных стратегий (за счёт переоснащения парка ВС на новые, экономичные типы техники, в т.ч. с использованием эффективных лизинговых схем, внедрения новых технологий) и логистических инструментов межотраслевого взаимодействия предприятий как авиационной промышленности (например, предприятия «Антонов» в Украине, «Мотор-Сич» и др.), сервиса, так и авиакомпаний, выработка новых алгоритмов маршрутизации авиатранспортных перевозок.
Анализ региональных проблем логистики ВТ на постсоветском пространстве показывает зачастую нерациональное развитие товаропроводящих структур (например, в Красноярском крае - госдотации эксплуатанту старых и малорентабельных ВС); слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций; недоразвитость инфраструктуры и недостаточный по стандартам ICAO и IATA технико-технологический уровень развития средств ВТ; низкий уровень развития производственной, технической и технологической баз складского хозяйства в аэропортах, особенно регионального и местного значения, и т.д. Между тем, такое положение далее нетерпимо, т.к. ведёт к торможению темпов развития регионов, к экономическому упадку, социальной деградации, особенно удаленных территорий России и ряда других стран. Существующие стратегии и методы, используемые на ВТ Украины, РФ, ряда других стран, часто не соответствуют широко применяемым в развитых странах Запада (США, Канада, развитые страны Евросоюза) логистическим подходам к управлению предприятиями: формирование многоуровневых, особенно мультимодальных транспортно-логистических центров (ТЛЦ) и систем (ТЛС), интегрированных цепочек поставок: промышленность - торговля - сервис-транспорт и обратно. Крайне необходимо пересмотреть методы распределения ресурсов в регионах, с учетом результатов работы всех элементов МЦП. При этом нужно учитывать актуальные требования и проблемы авиационной безопасности, которые в отрасли ВТ ввиду её характерных технологических особенностей стоят важнее и острее, нежели в других отраслях (что показывает анализ причин и факторов авиационных происшествий). Анализ данных проблем ведёт к выводу: современная глобальная, высоко конкурентная экономика диктует применение современных логистических методов, совершенствования информационных технологий, изменений в стратегии управления снабжением за счет применения новых МЦП. Данный подход направлен на повышение конкурентоспособности и улучшение экономических результатов всех участников поставок ресурсов на ВТ и во всей авиаиндустрии (производство ВС и авиаоборудования, ремонт, сервис и др.). Это ведёт к актуализации разработки новых стратегий взаимодействия ВТ с другими отраслями экономики регионов, к корректировке парадигмы инновационной стратегии и логистических инструментов межрегионального и межотраслевого взаимодействия на базе гармонизации и оптимизации материальных и информационных потоков в МЦП, ТЛЦ, ТЛС. Глобализация диктует вызов: современные масштабы интеграции теперь уже не только материальных ресурсов, а материальных - с информационными, недостаточны. Глобализация стала важнейшим фактором успеха стратегий регионального развития с использованием ВТ в Германии, Канаде, Скандинавии и др. Для успеха стратегий развития регионов на первый план выходят интегрированные МЦП в авиакомпаниях и на предприятиях производства, торговли и сервиса, с ними связанных. Практика развития альянсов в международных авиаперевозках -Star Alliance, Sky Team, Sky Team Cargo, Oneworld, WOW (к сожалению, не все альянсы оказались устойчивы, раззорились Qualiflyer Group, Air Union в России, не переживший кризиса 2008 года и другие, но, тем не менее) - яркое свидетельство внедрения современных логистических принципов и методов. Расширенные возможности МЦП, их эволюция, - направлены на рост и стабилизацию моделей образования прибыли всеми участниками альянсов ВТ. Внедрение современных логистических моделей на ВТ способствует росту производительности, снижению времени выполнения заказов на поставку. В развитых странах мира - Канаде, США, странах Евросоюза (например, в Германии) складывается современная сетевая экономика. Множество компаний, в т.ч. в Азии, Европе, США, Канаде - взаимодействуют с поставщиками и потребителями on-line и в real time с использованием планшетов и других электронных средств. Тогда как применяемые управленческие системы большинства постсоветских авиапредприятий, особенно в регионах, морально (да и часто физически) устарели, имеют ярко выраженную функционально-иерархическую направленность.
Ведущая конкурентная стратегия развития регионов на ВТ, на наш взгляд - межотраслевое взаимодействие компаний в МЦП, стратегия концентрации их ресурсного потенциала на принципах синергизма (синергетического эффекта). В этой связи актуализируется использование многоуровневой модели оценки эффективности МЦП и интеграция ВТ с предприятиями разных отраслей на базе признанных международных стандартов SCOR (Supply Chain Operation Reference). Они, в частности, широко используются в США Советом Специалистов в области Управления цепями Поставок (Council of Supply Chain Management Professionals), т.е. CSCMP. Цель - отраслевая интеграция. Именно в таком направлении, по нашему глубокому убеждению, и должна развиваться логистика на ВТ России, Украины, других постсоветских стран. Иначе регионы этих стран ждет упадок. Не только сами авиаперевозчики, а МЦП, ТЛК, ТЛС должны решать задачи снабжения и охватывать в единый процесс информационный обмен, транспортировку, управление запасами и складским хозяйством, грузопереработку, упаковку, и др. Системность взаимодействия участников ТЛС, а не хаос; системно-инновационное управления ресурсами; принцип 3К: кооперация, коммуникации, компетенции - вот, на наш взгляд, ключ к успеху и безопасности стран. Нужно пересмотреть принципы и инструменты маркетинг-менеджмента в логистике ВТ, решительно перейти к менеджменту интегрированной логистики как на федеральном уровне, так и на уровне предприятий разных форм собственности на базе государственно-частного партнерства
Кафедра логистики, Красноярский государственный аграрный университет
На повестке дня - применение современных логистических методов на транспорте. Это требует внедрения новых стратегий маркетинга (развития рынка и продукта), существенных изменений в управления снабжением на базе совершенствования моделей цепей поставок (МЦП), внедрения и развития маркетинговых и логистических информационных технологий. В воздушном транспорте (ВТ) как самом быстром и доступном для отдаленных территорий логистика особенно важна и актуальна как мощный фактор регионального развития. Отрасль ВТ - одна из наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. К сожалению, во многих научных работах и даже в учебниках по логистике его роль недооценивается. По нашему убеждению, именно авиация является одной из приоритетных сфер развития регионов, стратегически важной, напрямую относящейся к экономической безопасности, требующей применения инновационных логистических методов. Помимо отмеченных в литературе достоинств ВТ, часто уходит на второй план то, что именно ВТ имеет наивысшую маневренность в организации пассажирских перевозок на большие расстояния. Это особенно актуально в регионах с большой площадью, сильно разбросанных, с удалёнными населёнными пунктами - Аляска, север Канады, северные и северо-восточные регионы России и т.п. Новые линии ВТ могут создаваться быстро и с меньшими капиталовложениями, чем строительство авто- и железных дорог, портов и ж.д.станций. Именно ВТ имеет быстрейшую возможность маневрировать подвижным составом (парком воздушных судов - ВС) в зависимости от величин грузо- и пассажиропотоков, а также наикратчайшие расстояния маршрутов по сравнению с другими видами транспорта, максимизирует экономию времени. Высокие скорости, дальность полетов, спрямленные авиатрассы обеспечивают в сравнении с другими видами транспорта существенное сокращение времени перемещения пассажиров и грузов. Одна из самых актуальных проблем стратегий региональной воздушно-транспортной логистики - минимизация затрат на доставку грузов для максимизации выгоды и при этом сохранение качества, безопасности перевозок, сохранности грузов, плюс высокие прибыли предприятий отрасли. Крайне необходимо повышать эффективность участников МЦП во всей авиаиндустрии. Это предполагает формирование принципиально новых взглядов на роль маркетинга и логистики, инновационных стратегий (за счёт переоснащения парка ВС на новые, экономичные типы техники, в т.ч. с использованием эффективных лизинговых схем, внедрения новых технологий) и логистических инструментов межотраслевого взаимодействия предприятий как авиационной промышленности (например, предприятия «Антонов» в Украине, «Мотор-Сич» и др.), сервиса, так и авиакомпаний, выработка новых алгоритмов маршрутизации авиатранспортных перевозок.
Анализ региональных проблем логистики ВТ на постсоветском пространстве показывает зачастую нерациональное развитие товаропроводящих структур (например, в Красноярском крае - госдотации эксплуатанту старых и малорентабельных ВС); слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций; недоразвитость инфраструктуры и недостаточный по стандартам ICAO и IATA технико-технологический уровень развития средств ВТ; низкий уровень развития производственной, технической и технологической баз складского хозяйства в аэропортах, особенно регионального и местного значения, и т.д. Между тем, такое положение далее нетерпимо, т.к. ведёт к торможению темпов развития регионов, к экономическому упадку, социальной деградации, особенно удаленных территорий России и ряда других стран. Существующие стратегии и методы, используемые на ВТ Украины, РФ, ряда других стран, часто не соответствуют широко применяемым в развитых странах Запада (США, Канада, развитые страны Евросоюза) логистическим подходам к управлению предприятиями: формирование многоуровневых, особенно мультимодальных транспортно-логистических центров (ТЛЦ) и систем (ТЛС), интегрированных цепочек поставок: промышленность - торговля - сервис-транспорт и обратно. Крайне необходимо пересмотреть методы распределения ресурсов в регионах, с учетом результатов работы всех элементов МЦП. При этом нужно учитывать актуальные требования и проблемы авиационной безопасности, которые в отрасли ВТ ввиду её характерных технологических особенностей стоят важнее и острее, нежели в других отраслях (что показывает анализ причин и факторов авиационных происшествий). Анализ данных проблем ведёт к выводу: современная глобальная, высоко конкурентная экономика диктует применение современных логистических методов, совершенствования информационных технологий, изменений в стратегии управления снабжением за счет применения новых МЦП. Данный подход направлен на повышение конкурентоспособности и улучшение экономических результатов всех участников поставок ресурсов на ВТ и во всей авиаиндустрии (производство ВС и авиаоборудования, ремонт, сервис и др.). Это ведёт к актуализации разработки новых стратегий взаимодействия ВТ с другими отраслями экономики регионов, к корректировке парадигмы инновационной стратегии и логистических инструментов межрегионального и межотраслевого взаимодействия на базе гармонизации и оптимизации материальных и информационных потоков в МЦП, ТЛЦ, ТЛС. Глобализация диктует вызов: современные масштабы интеграции теперь уже не только материальных ресурсов, а материальных - с информационными, недостаточны. Глобализация стала важнейшим фактором успеха стратегий регионального развития с использованием ВТ в Германии, Канаде, Скандинавии и др. Для успеха стратегий развития регионов на первый план выходят интегрированные МЦП в авиакомпаниях и на предприятиях производства, торговли и сервиса, с ними связанных. Практика развития альянсов в международных авиаперевозках -Star Alliance, Sky Team, Sky Team Cargo, Oneworld, WOW (к сожалению, не все альянсы оказались устойчивы, раззорились Qualiflyer Group, Air Union в России, не переживший кризиса 2008 года и другие, но, тем не менее) - яркое свидетельство внедрения современных логистических принципов и методов. Расширенные возможности МЦП, их эволюция, - направлены на рост и стабилизацию моделей образования прибыли всеми участниками альянсов ВТ. Внедрение современных логистических моделей на ВТ способствует росту производительности, снижению времени выполнения заказов на поставку. В развитых странах мира - Канаде, США, странах Евросоюза (например, в Германии) складывается современная сетевая экономика. Множество компаний, в т.ч. в Азии, Европе, США, Канаде - взаимодействуют с поставщиками и потребителями on-line и в real time с использованием планшетов и других электронных средств. Тогда как применяемые управленческие системы большинства постсоветских авиапредприятий, особенно в регионах, морально (да и часто физически) устарели, имеют ярко выраженную функционально-иерархическую направленность.
Ведущая конкурентная стратегия развития регионов на ВТ, на наш взгляд - межотраслевое взаимодействие компаний в МЦП, стратегия концентрации их ресурсного потенциала на принципах синергизма (синергетического эффекта). В этой связи актуализируется использование многоуровневой модели оценки эффективности МЦП и интеграция ВТ с предприятиями разных отраслей на базе признанных международных стандартов SCOR (Supply Chain Operation Reference). Они, в частности, широко используются в США Советом Специалистов в области Управления цепями Поставок (Council of Supply Chain Management Professionals), т.е. CSCMP. Цель - отраслевая интеграция. Именно в таком направлении, по нашему глубокому убеждению, и должна развиваться логистика на ВТ России, Украины, других постсоветских стран. Иначе регионы этих стран ждет упадок. Не только сами авиаперевозчики, а МЦП, ТЛК, ТЛС должны решать задачи снабжения и охватывать в единый процесс информационный обмен, транспортировку, управление запасами и складским хозяйством, грузопереработку, упаковку, и др. Системность взаимодействия участников ТЛС, а не хаос; системно-инновационное управления ресурсами; принцип 3К: кооперация, коммуникации, компетенции - вот, на наш взгляд, ключ к успеху и безопасности стран. Нужно пересмотреть принципы и инструменты маркетинг-менеджмента в логистике ВТ, решительно перейти к менеджменту интегрированной логистики как на федеральном уровне, так и на уровне предприятий разных форм собственности на базе государственно-частного партнерства