Анфалов А.А., кандидат
экономических наук, доцент кафедры логистики ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный
университет», Россия, г. Красноярск
Аннотация: в статье рассматриваются аспекты состояния и развития воздушного транспорта в контексте информатизации, глобализации, регионального развития, экономических санкций против РФ.
Ключевые слова: воздушный транспорт, глобализация, информатизация, информационные системы, логистические комплексы, логистические системы, логистика, конкуренция, синергетический эффект, синергизм, региональное развитие, экономические санкции против РФ.
Подписание 29.05.2014 г. договора о создании Евразийского экономического союза на базе Таможенного союза - важная веха на пути глобализации транспорта, учитывая, что воздушный транспорт (ВТ) - без преувеличения наиболее глобализованный из всех видов транспорта. Более того, крупные производственные предприятия ВТ (особенно альянсы авиакомпаний) можно считать транснациональными корпорациями, достигающими синергетического эффекта [2].
Ведущими учеными отмечена чрезвычайная роль транспорта в развитии регионов. В частности, Т.А. Прокофьева отмечает: «Устойчивое функционирование транспорта на всей территории страны является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения людей, товаров и услуг, развития конкуренции и свободы предпринимательства, улучшения условий и уровня жизни населения, обеспечения целостности и национальной безопасности, интеграции в мировое экономическое пространство» [3]. В этой связи, учитывая огромные объёмы спада авиаперевозок после развала СССР, их возрождение и развитие на базе современных информационных технологий становится одним из важнейших двигателей трансрегионального развития логистики как ключевого фактора успеха участия России в глобализационных процессах.
Между тем, во многих работах по логистике имеет место недальновидная и опасная для экономики страны недооценка ВТ по отношению к другим отраслям транспорта. При этом надо учесть, что для отдалённых регионов, особенно Восточной Сибири, Крайнего Севера России, в контексте современных стратегий развития Арктики, при глобальной конкуренции с Канадой, США и другими странами, в условиях экономических санкций против РФ - именно ВТ является одним из важнейших, а подчас - и единственным. И недостаток у него интенсивных темпов развития и информатизации в нынешнем столетии, когда не восстановлен даже объём авиаперевозок, имевший место в годы СССР, отсутствие или слабость отраслевого (на ВТ) и межотраслевого синергетического эффекта, - становятся в ХХI веке уже угрозой национальной безопасности РФ, в т.ч. продовольственной безопасности удалённых регионов Сибири, Крайнего Севера, богатых углеводородами и прочими ресурсами.
Эпоха информационной экономики ХХI столетия ведет к трансформации логистических систем воздушных перевозок на базе WEB технологий различных систем, в первую очередь Интернета. Развитие информационных процессов при этом подразумевает, прежде всего, автоматизацию операционных процессов и первичной информации на ВТ; технологии электронного документооборота; организацию локальных сетей и создание информационно-справочных систем; использование сетевых решений; системную интеграцию; применение сложных корпоративных систем, интегрированных с интернетом, децентрализацию управления и т.д. [1].
В итоге это способствует созданию новой организационной основы предприятий как ВТ, так и других отраслей, связанных с ними, на базе межотраслевой интеграции. Это в современной глобализованной экономике тесно завязано на международные транспортно - логистические комплексы, центры (МТЛК, МТЛЦ) и коридоры по направлениям Европа-Азия, Америка-Азия, проходящие через Россию и её регионы (например, кросс - полярные авиамаршруты через Красноярский край), на сложные компьютеризированные логистические системы грузообработки, грузоперевалки, в т.ч. мультимодальной (аэропорт - ж.д.- автопорты - мультимодальные терминалы - речные и морские порты), управления воздушным движением и т.д. По сути, в ХХI столетии логистика воздушного транспорта развитых стран переходит (а во многом, уже и перешла) на новый, глобальный информационный уровень, где идёт координация и учёт информационных потоков как микро-, так и макроуровня, и участники объединены глобальной информационной средой [1,4]. И России, особенно её северным и Сибирским регионам, в этих процессах нельзя отставать. Но, увы, процессы отставания, как в общем уровне развития ВТ, так и в его информатизации - налицо (особенно если сравнивать с аналогичными территориями Аляски, Канады, Скандинавии).
В этой связи, например, одной из наиболее прогрессивных и доступных в эксплуатации специалисты считают систему UFIC немецкой информационно-логистической фирмы ABB Airport Technologies GmbH [5]. Эта система позволяет внедрять синергетические подходы, применить комплексный подход к авиаперевозкам, оптимизацию авиапарка и обработки грузов в аэропорту, легко настраивается на любого потребителя. Информация от каждого участника логистической цепи собирается в информационно-логистический центр (ИЛЦ) и интегрируется в единое поле материальных, информационных, финансовых потоков [4].
Разными авиакомпаниями и аэропортами мира внедряются информационные системы специализированных фирм: Hewlett Paccard, Honeywell, ARINK Incorporated, Computer Communications Software (CCS), Debis Systemhaus, и др. При этом обеспечивается главное - общее снижение транспортных издержек [1]. Идеология E-commerce позволяет реализовывать и оформлять услуги ВТ электронно - через изготовление и передачу документации, распространение и обмен информацией, в т.ч. единый заказ клиента в едином месте на всю интермодальную цепь доставки и отправки (one-stop-shopping). Внедрение подобных систем в России, особенно на региональном уровне, в регионах с территориями Крайнего Севера и выходом на Арктику, является сегодня крайне актуальным. По нашему мнению, только путём активного внедрения подобных (и иных) информационных систем на ВТ в регионах РФ возможно достижение синергетического эффекта как внутри самой системы ВТ (интеграция аэропортовской деятельности разного масштаба: центр - регионы, хабы, стыковка рейсов и т.д.), так и между ВТ и другими видами транспорта, промышленностью, АПК и разными отраслями экономики.
Экономические проблемы санкций против РФ, мировые кризисы, проблемы экологии, актуализируют важность достижения синергетических эффектов на базе информационных технологий, в т.ч. путём интеграции региональных аэропортов и авиакомпаний, наземных услуг ВТ в одном хозяйстве, систем изготовления, передачи и обмена информацией, централизации расчетов и т.п. В противном случае интенсивного регионального развития не добиться, а значит, в современной глобализованной экономике слабость ВТ на уровне регионов станет слабостью всего государства (особенно в его ресурсно ключевых, Сибирских и Арктических районах) и уменьшением его конкурентных позиций в глобальной конкуренции в пользу других стран.
Причём глобализация часто играет не позитивную, конкурентно стимулирующую, а разрушающую роль, подрывая ВТ, а значит - и основы экономики РФ, особенно ключевых регионов страны: Сибирь и др. Для роста рентабельности ВТ актуальна разработка стратегий информатизации ВТ и достижения авиатранспортного синергизма за счет информатизации, в т.ч. на базе альянсов, учитывая государственные стратегии развития не только большой, но и малой авиации в регионах, включая сельхозавиацию.
Список литературы
1. Глобализация производства и распределения транспортных услуг. -[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.logistics.ru/9/19/i20_2309.htm
2. Полозов-Яблонский А.А. Определение синергетического эффекта участия авиакомпании в альянсах. Автореферат по ВАК 08.00.05, кандидат экономических наук. - М., 2003. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/opredelenie-sinergeticheskogo-effekta-uchastiya-aviakompanii-v-alyansakh
3. Прокофьева Т.А. Развитие транспортно-логистичекой инфраструктуры в азиатской части России - стратегическое направление реализации транзитного потенциала страны в системе Евроазиатских МТК. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2013/02/17/1308167796/ Прокофьева%20Т.А.-Развитие%20ТЛИ%20в%20Азиатской..оссии%20как%20стратегич.направление.pdf
4. Русских Н.В., Косарев И.А. Формирование глобальной электронной среды в отрасли воздушных грузовых перевозок. - [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.bizeducation.ru/library/log/trans/10/air.htm
5. Электронные ресурсы. - Режим доступа: http://www.firmendb.de/firmen/1946.php ; http://new.abb.com/de
Аннотация: в статье рассматриваются аспекты состояния и развития воздушного транспорта в контексте информатизации, глобализации, регионального развития, экономических санкций против РФ.
Ключевые слова: воздушный транспорт, глобализация, информатизация, информационные системы, логистические комплексы, логистические системы, логистика, конкуренция, синергетический эффект, синергизм, региональное развитие, экономические санкции против РФ.
Подписание 29.05.2014 г. договора о создании Евразийского экономического союза на базе Таможенного союза - важная веха на пути глобализации транспорта, учитывая, что воздушный транспорт (ВТ) - без преувеличения наиболее глобализованный из всех видов транспорта. Более того, крупные производственные предприятия ВТ (особенно альянсы авиакомпаний) можно считать транснациональными корпорациями, достигающими синергетического эффекта [2].
Ведущими учеными отмечена чрезвычайная роль транспорта в развитии регионов. В частности, Т.А. Прокофьева отмечает: «Устойчивое функционирование транспорта на всей территории страны является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения людей, товаров и услуг, развития конкуренции и свободы предпринимательства, улучшения условий и уровня жизни населения, обеспечения целостности и национальной безопасности, интеграции в мировое экономическое пространство» [3]. В этой связи, учитывая огромные объёмы спада авиаперевозок после развала СССР, их возрождение и развитие на базе современных информационных технологий становится одним из важнейших двигателей трансрегионального развития логистики как ключевого фактора успеха участия России в глобализационных процессах.
Между тем, во многих работах по логистике имеет место недальновидная и опасная для экономики страны недооценка ВТ по отношению к другим отраслям транспорта. При этом надо учесть, что для отдалённых регионов, особенно Восточной Сибири, Крайнего Севера России, в контексте современных стратегий развития Арктики, при глобальной конкуренции с Канадой, США и другими странами, в условиях экономических санкций против РФ - именно ВТ является одним из важнейших, а подчас - и единственным. И недостаток у него интенсивных темпов развития и информатизации в нынешнем столетии, когда не восстановлен даже объём авиаперевозок, имевший место в годы СССР, отсутствие или слабость отраслевого (на ВТ) и межотраслевого синергетического эффекта, - становятся в ХХI веке уже угрозой национальной безопасности РФ, в т.ч. продовольственной безопасности удалённых регионов Сибири, Крайнего Севера, богатых углеводородами и прочими ресурсами.
Эпоха информационной экономики ХХI столетия ведет к трансформации логистических систем воздушных перевозок на базе WEB технологий различных систем, в первую очередь Интернета. Развитие информационных процессов при этом подразумевает, прежде всего, автоматизацию операционных процессов и первичной информации на ВТ; технологии электронного документооборота; организацию локальных сетей и создание информационно-справочных систем; использование сетевых решений; системную интеграцию; применение сложных корпоративных систем, интегрированных с интернетом, децентрализацию управления и т.д. [1].
В итоге это способствует созданию новой организационной основы предприятий как ВТ, так и других отраслей, связанных с ними, на базе межотраслевой интеграции. Это в современной глобализованной экономике тесно завязано на международные транспортно - логистические комплексы, центры (МТЛК, МТЛЦ) и коридоры по направлениям Европа-Азия, Америка-Азия, проходящие через Россию и её регионы (например, кросс - полярные авиамаршруты через Красноярский край), на сложные компьютеризированные логистические системы грузообработки, грузоперевалки, в т.ч. мультимодальной (аэропорт - ж.д.- автопорты - мультимодальные терминалы - речные и морские порты), управления воздушным движением и т.д. По сути, в ХХI столетии логистика воздушного транспорта развитых стран переходит (а во многом, уже и перешла) на новый, глобальный информационный уровень, где идёт координация и учёт информационных потоков как микро-, так и макроуровня, и участники объединены глобальной информационной средой [1,4]. И России, особенно её северным и Сибирским регионам, в этих процессах нельзя отставать. Но, увы, процессы отставания, как в общем уровне развития ВТ, так и в его информатизации - налицо (особенно если сравнивать с аналогичными территориями Аляски, Канады, Скандинавии).
В этой связи, например, одной из наиболее прогрессивных и доступных в эксплуатации специалисты считают систему UFIC немецкой информационно-логистической фирмы ABB Airport Technologies GmbH [5]. Эта система позволяет внедрять синергетические подходы, применить комплексный подход к авиаперевозкам, оптимизацию авиапарка и обработки грузов в аэропорту, легко настраивается на любого потребителя. Информация от каждого участника логистической цепи собирается в информационно-логистический центр (ИЛЦ) и интегрируется в единое поле материальных, информационных, финансовых потоков [4].
Разными авиакомпаниями и аэропортами мира внедряются информационные системы специализированных фирм: Hewlett Paccard, Honeywell, ARINK Incorporated, Computer Communications Software (CCS), Debis Systemhaus, и др. При этом обеспечивается главное - общее снижение транспортных издержек [1]. Идеология E-commerce позволяет реализовывать и оформлять услуги ВТ электронно - через изготовление и передачу документации, распространение и обмен информацией, в т.ч. единый заказ клиента в едином месте на всю интермодальную цепь доставки и отправки (one-stop-shopping). Внедрение подобных систем в России, особенно на региональном уровне, в регионах с территориями Крайнего Севера и выходом на Арктику, является сегодня крайне актуальным. По нашему мнению, только путём активного внедрения подобных (и иных) информационных систем на ВТ в регионах РФ возможно достижение синергетического эффекта как внутри самой системы ВТ (интеграция аэропортовской деятельности разного масштаба: центр - регионы, хабы, стыковка рейсов и т.д.), так и между ВТ и другими видами транспорта, промышленностью, АПК и разными отраслями экономики.
Экономические проблемы санкций против РФ, мировые кризисы, проблемы экологии, актуализируют важность достижения синергетических эффектов на базе информационных технологий, в т.ч. путём интеграции региональных аэропортов и авиакомпаний, наземных услуг ВТ в одном хозяйстве, систем изготовления, передачи и обмена информацией, централизации расчетов и т.п. В противном случае интенсивного регионального развития не добиться, а значит, в современной глобализованной экономике слабость ВТ на уровне регионов станет слабостью всего государства (особенно в его ресурсно ключевых, Сибирских и Арктических районах) и уменьшением его конкурентных позиций в глобальной конкуренции в пользу других стран.
Причём глобализация часто играет не позитивную, конкурентно стимулирующую, а разрушающую роль, подрывая ВТ, а значит - и основы экономики РФ, особенно ключевых регионов страны: Сибирь и др. Для роста рентабельности ВТ актуальна разработка стратегий информатизации ВТ и достижения авиатранспортного синергизма за счет информатизации, в т.ч. на базе альянсов, учитывая государственные стратегии развития не только большой, но и малой авиации в регионах, включая сельхозавиацию.
Список литературы
1. Глобализация производства и распределения транспортных услуг. -[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.logistics.ru/9/19/i20_2309.htm
2. Полозов-Яблонский А.А. Определение синергетического эффекта участия авиакомпании в альянсах. Автореферат по ВАК 08.00.05, кандидат экономических наук. - М., 2003. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/opredelenie-sinergeticheskogo-effekta-uchastiya-aviakompanii-v-alyansakh
3. Прокофьева Т.А. Развитие транспортно-логистичекой инфраструктуры в азиатской части России - стратегическое направление реализации транзитного потенциала страны в системе Евроазиатских МТК. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2013/02/17/1308167796/ Прокофьева%20Т.А.-Развитие%20ТЛИ%20в%20Азиатской..оссии%20как%20стратегич.направление.pdf
4. Русских Н.В., Косарев И.А. Формирование глобальной электронной среды в отрасли воздушных грузовых перевозок. - [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.bizeducation.ru/library/log/trans/10/air.htm
5. Электронные ресурсы. - Режим доступа: http://www.firmendb.de/firmen/1946.php ; http://new.abb.com/de