При разработке логистической инфраструктуры важную роль приобретает формирование её организационно-функциональной модели, как основы для анализа и дальнейшего развития логистической системы. В основу предлагаемой модели положены методологические принципы, структурированные В.С. Лукинским в работе [1, с. 17 - 18], включая: принцип системного подхода; тотальных затрат; логистической координации и интеграции, гуманизации, устойчивости и адаптивности.
Анализ результатов исследования авторов: В.С. Лукинского, А.А. Бочкарева [3] - показал, что существующие модели логистической инфраструктуры являются ориентированными на микро-, либо на макроуровень, в то время как мезоуровень городских агломераций оказывается недостаточно разработанным. На основании амбивалентности в рамках городских агломераций социальной, экономической и институциональной сферы, классификация была дополнена принципами, отвечающими за поддержку социальной и институциональной сферы.
Базовая схема модели инфраструктуры
городской агломерации, лежащая в основе организационно функциональной модели
ГА, представлена на рисунке 1: в ней логистическая инфраструктура ГА выступает
интегратором по отношению к прочим подсистемам городской агломерации, тем самым
позволяя объединить возможности социальной, экономической и институциональной
инфраструктуры в целях повышения качества производимых в агломерации товаров и
услуг.
Рисунок 1.
Концепция базовой модели инфраструктуры
городской агломерации
Существование различных организационно-функциональных моделей требует определения её местоположения в ряду моделей логистических систем с выделением ключевых принципов её организации. Используя классификацию экономико-математических моделей, предложенную В.С. Лукинским [1, с. 178], организационно-функциональная модель логистической инфраструктуры городской агломерации относится к общим моделям по степени формализации, отвечая принципам формирования мезологистических систем, включая городские агломерации. По степени огрубления свойств объекта, модель является детерминированной, а также линейной по степени огрубления структурных свойств. По степени огрубления структуры объекта модель занимает промежуточное положение между агрегированными и детализированными. В модели находят применение, как целевое ориентирование агломерационного развития, так и обеспечение эффективности функционирования субъектов экономики и управления.
Рис. 2.
Организационно-функциональная модель
логистической инфраструктуры городской агломерации
Являясь подсистемой региональной логистической инфраструктуры, логистическая инфраструктура агломерации интегрирует объекты социальной, экономической и институциональной сфер, выступая связующим звеном между ними, то есть - интегратором социальной, институциональной и экономической сфер агломерации, содействующим их системному взаимодействию, приводящему к появлению синергетического эффекта.
Использование предложенной модели позволяет повысить эффективность функционирования логистической инфраструктуры городской агломерации за счет решения следующих задач:
- увеличение системности в функционировании элементов логистической инфраструктуры;
- интеграция элементов логистической инфраструктуры, позволяющая достичь появления синергетического эффекта;
- снижение логистических затрат в масштабах городской агломерации
- повышение устойчивости логистической системы городской агломерации;
- повышение качества логистического сервиса в городской агломерации;
- улучшение социально-экономических условий в городской агломерации.
Реализация принципов, положенных в основу формирования организационно-функциональной модели, позволяет создать базис решения задачи развития интегрированной логистической инфраструктуры.
Литература
1. Лукинский В.С. Теоретические и методологические проблемы управления логистическими процессами в цепях поставок: монография [Текст] / В.С. Лукинский, Н.Г. Плетнева, Т.Г. Шульженко; под общ. ред. д-ра техн. Наук, проф. В.С. Лукинского. – Спб.: СПбГИЭУ, 2011. – 242 с.
2. Чудаков А.Д. Логистика: Учебник [Текст] / А.Д. Чудаков. – М.: РДЛ, 2001. – 480 с.
3. Бочкарев А.А. Автоматизация планирования и моделирования цепи поставок: монография [Текст] / А.А. Бочкарев. – Спб.: СПбГЭИУ, 2008 – 291 с.