Практика формирования мезологистических систем показывает, что в мезологистическая система включает организационные формы разной степени сложности, и при ее описании нужно исходить, в частности, из того, как эти общие формы модифицированы в конкретной территориальной логистической системе. Под таким углом зрения мезологистическая система обретает характер многоуровневой системы, представляя из себя ряд различных уровней индивидуальной организации, а процесс развития осуществляется в виде перехода от элементарных - низших уровней организованности к сложным, комплексным - высшим уровням [1].
Формирование региональных и агломерационных организационных логистических структур, являясь принципиально новым направлением в отечественной экономике, ставит перед исследователями ряд проблем теоретического и методологического характера. По мнению В.И. Сергеева, исходной методологической предпосылкой синтеза организационной структуры должно быть ее наилучшее соответствие реализации глобальной целевой функции логистической системы. При этом эффективное управление логистической системой должно базироваться на следующих централистских принципах: оптимальное число уровней управления (иерархии); информационная обеспеченность каждого уровня менеджмента; наличие и эффективность контроля.
Разработанная схема взаимодействия в макрологистической региональной системе [2] дополняется модулем "городская агломерация" (рисунок 1), системно вписанным в региональную систему. Однако реализация модели региональной логистической системы при централистском подходе является трудно реализуемой задачей.
Частичный вклад в решение этой проблемы
вносят результаты исследований Д. Уотерса. По мнению Д. Уотерса [3, с. 76],
при проектировании логистической стратегии локальной организации, которой
может быть и регион, и городская агломерация, стратегии более высокого уровня
– социально-экономические стратегии региона – задают цели (глобальные задачи)
агломерационной логистической системе и контекст, с учетом которых принимаются
все логистические решения в инфраструктуре городской агломерации.
Рисунок 1. Схема взаимодействия в макрологистической региональной системе
Подход к формированию логистической инфраструктуры городской агломерации на основе межфирменной интегрированной логистики основан на согласованном функционировании логистической и экономической систем городских агломераций. Одной из задач логистической инфраструктуры, как мезосистемы, является управление товаропроводящими микросистемами с заданными параметрами материальных потоков на входе и выходе. Цель управления в инфраструктуре, как логистической системе – это доставка товаров в заданное место, в нужное время, в требуемом количестве, при определенных затратах [4].
Экономическая система является нелинейной, стохастической, дискретной, самонастраивающейся и самоорганизующейся системой с глубокими обратными связями. Обратная связь в экономической системе осуществляется через рынок [5].
Логистическая система – адаптивная (самонастраивающаяся или самоорганизующаяся) система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой [6].
Экономическая система, в которой действуют социальные факторы, называется социально-экономической. В частности, любая городская агломерация не может не включать социальный сектор и поэтому является социально-экономической (в дальнейшем – экономической). Логистическая система в социально-экономической системе региона является потокопроводящей системой, организующей социально-экономические связи.
Объекты логистической инфраструктуры состоят из элементов, выполняющих те или иные логистические операции и функции. Все объекты в одной и той же цепи поставок, при одинаковых целевых установках, подразделяются на две группы: те, которые отличаются постоянством своих ответных действий, то есть – системные объекты и те, у которых ответное действие непостоянно и непредсказуемо – несистемные объекты. Следовательно, постоянство и одинаковость реакции взаимодействующей группы элементов по отношению к определенному внешнему воздействию является критерием системности» [7].
Опираясь на результаты исследования в [8], можно утверждать, что цели управления в логистических инфраструктурах направлены на оптимизацию потоков на уровне предприятия, а также потоков на уровне городской агломерации.
Известно, что логистические системы российские исследователи подразделяют на макрологистические, микрологистические, мезологистические и глобальные в зависимости от соответствующих территорий их функционирования [8]. С нашей стороны предложено дополнить эту классификацию понятием "городская агломерация" на одном уровне с понятием "регион", поскольку ее также можно классифицировать как мезосистему, объединяющую признаки, характерные как для макро-, так и для микрологистических систем (таблица 1).
Таблица 1
Классификация логистических систем в зависимости от территорий функционирования[8, 9]
Территория функционирования |
Классификация по Семененко [10] |
Классификация по Сковронеку [11] |
Классификация по Носову [8] |
Классификация по Сергееву [2] |
Предприятие, организация |
Микрологистика |
Микрологистика |
Микрологистика |
Микрологистика |
Городская агломерация |
Мезологистика |
Мезологистика |
Региональная логистика |
Макрологистика
|
Регион (в России - субъект Федерации) |
||||
Страна |
Макрологистика |
Макрологистика |
Макрологистика |
|
Евросоюз |
- |
Еврологистика |
- |
|
Межстрановая |
- |
Глобальная логистика |
Глобальная логистика |
В соответствии с приведенной классификацией, логистическую инфраструктуру городской агломерации можно представить как территориальную логистическую систему, то есть, как мезологистическую систему по признакам административно-территориального деления. Поэтому, на основании анализа данных, представленных авторами в [2, 12, 13], в основу процесса формирования и развития логистической инфраструктуры городских агломераций можно заложить ряд принципов (таблица 2), присущих логистическим системам:
Таблица 2
Основные принципы процесса формирования логистической инфраструктуры городских агломераций
|
Принцип |
Роль |
1 |
Принцип системного подхода к формированию логистической инфраструктуры |
развитие логистической инфраструктуры должно быть всесторонним, гибко и адекватно реагируя на возникающие изменения в социально-экономической системе городской агломерации |
2 |
Принцип тотальных затрат |
развитие логистической инфраструктуры с целью минимизации совокупных издержек в цепях и сетях поставок
|
3 |
Принцип логистической координации |
создание управляющей структуры, роль которой будет заключаться в координации работы подсистем, объединяемых логистической инфраструктурой, согласования целей и задач этих подсистем и субъектов права |
4 |
Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистической системе |
все принимаемые решения должны соответствовать социальным, этическим и экономическим требованиям, направленным на улучшение качества жизни;
|
Таким образом, сущность логистической инфраструктуры городских агломераций, исходя из принципов теории систем, состоит в преобразовании входящих потоков социально-экономической системы городской агломерации в исходящие для достижения заданных параметров этих потоков, в целях доставки товаров в соответствии с требуемыми параметрами времени, количества, издержек.
Список литературы:
1. Щербаков В. Основы логистики: Учебник для вузов [Текст] / Под ред. В.Щербакова. – СПб.: Питер, 2009. – 432с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
2. Сергеев, В. И. Логистика в бизнесе [Текст]: Учебник / В. И. Сергеев. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 608 с.
3. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок [Текст] / Д. Уотерс: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 503 с. - (Серия "Зарубежный учебник").
4. Прокофьева Т. А., Лопаткин О. М. Логистика транспортно-распределительных систем: Региональный аспект [Текст] / М. : РКонсульт, 2003. – 400 с. с ил.
5. Чернышев С. Л. Моделирование экономических систем и прогнозирование их развития [Текст]: Учебник / С.Л. Чернишев– М.: изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. – 232 с.: ил.
6. Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь [Текст] / А. Н. Родников. – М. : Инфра-М, 2000. – 194 с.
7. Гайдес М. А. Общая теория систем (системы и системный анализ) [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.PolBu.ru . Библиотека «Полка букиниста», 2004.
8. Носов, А.Л. Региональная логистика [Текст] / А.Л. Носов. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 168 с.
9. Лукиных В.Ф. Методология управления многоуровневой региональной логистической системой [Текст] / В.Ф. Лукиных; Красноярск, 2010. – 292 с.
10. Семененко А. И. Логистика. Основы теории: учебник для вузов [Текст] / А. И. Семененко, В. И. Сергеев. – СПб. : Союз, 2001. – 322 с.
11. Сковронек Ч., Сариуш-Вольский З. Логистика на предприятии: Учебно-метод. пособие [Текст] / Пер. с пол. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 400 с.
12. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики [Текст] : учебник для вузов / А.Г. Гранберг; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 4-е изд. [стер.]. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. 2004, – 495(1) с.
13. Николаева, Л.А., Черная, И.П. Экономическая теория [Электронный ресурс]: Методическое пособие / Л. А. Николаева, И. П. Черная. – Режим доступа : http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Nikolaeva/index.html . Экономическая библиотека, 2007-2010.