За последние годы, объемы сельскохозяйственной техники, предлагаемые для поставок российским сельскохозяйственным товаропроизводителям практически не увеличиваются. Доля импортной техники, поставляемой в сельскохозяйственные предприятия страны превышает 50% (и достигает 60% в ряде сегментов сельскохозяйственной техники и машин). В то же время, почти все крупные мировые производители сельскохозяйственной техники начали её выпуск на своих российских предприятиях. На начальном этапе эти производства проводили крупноузловую сборку машин из импортируемых машинокомплектов. Но к настоящему моменту компании «Клаас», «Джон Дир», «СиЭнЭйч», «Брянсксельмаш» и многие другие развивают инвестиционные проекты по локализации производства техники, предусматривающие долгосрочное техническое сотрудничество с российскими предприятиями-производителями комплектующих, повышение уровня локализации производимой техники, создание новых рабочих мест.
Всем известны положительные результаты применения мер государственной поддержки инвестиционных программ локализации производства машиностроительной продукции в автомобильной и железнодорожной отраслях. Существенная государственная поддержка локализационных программ в этих отраслях позволила организовать и развить производство не только готовых изделий, но и множества компонентов и комплектующих к ним. К сожалению, сельскохозяйственное машиностроение пока не может подтвердить такое внимание государства к поддержке инвестиционных проектов по локализации техники, развитию производства комплектующих. Даже традиционные российские производители сельскохозяйственной техники вынуждены импортировать значительное количество комплектующих (в том числе и ключевых компонентов), что создаёт определенные риски в обеспечении российского агропромышленного комплекса своевременным поставками новейшей и эффективной сельскохозяйственной техникой, машинами и оборудованием.
Снижение обеспеченности сельскохозяйственных предприятий собственными оборотными средствами, уменьшение инвестиций в обновление парка техники и оборудования, а также превышение списания техники над ее приобретением, создают предпосылки для недостаточного укомплектования сельскохозяйственных предприятий современной и эффективной сельскохозяйственной техникой и машинами, что приводит к нарушению сроков выполнения агротехнических операций, и как следствие, может являться причиной ежегодных потерь урожая сельскохозяйственных культур, росту себестоимости производимой продукции.
Для повышения эффективности развития агропромышленного комплекса страны, крайне важно незамедлительно ускорить техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственных предприятий, обновление парка сельскохозяйственной техники, машин и оборудования. Одним из возможных решений данной задачи может являться развитие инвестиционных проектов по расширению производства высокоэффективной сельскохозяйственной техники (самоходных машин) в стране, расширению ее производства по полному циклу, включая выполнение технологических операций сварки, сборки и покраски техники, локализацию её узлов и компонентов.
В целях активизации развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения и российского агропромышленного комплекса НП «ОПСТ» направило в федеральные министерства предложение рассмотреть ряд нижеперечисленных инициатив, часть из которых, к сожалению, не была полностью реализована до настоящего момента:
1. Внести изменения в Постановление Правительства от 27 декабря 2012 года №1432 с целью расширения предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники, развивающим программы локализации сельскохозяйственной техники на территории Российской Федерации. Предоставление субсидий создаст серьезный стимул для локализации максимально широкой номенклатуры сельскохозяйственной техники.
2. Возобновить действие Постановления Правительства от 11 декабря 2013г. №908 с корректировкой рейтинговой методики оценки сельскохозяйственной техники, в том числе и локализуемой (с учетом фиксируемого периода локализации техники) на территории Российской Федерации.
3. Осуществить субсидирование кредитов, привлеченных на приобретение сельскохозяйственной техники, имеющей соответствующий рейтинг и учитывающий развитие локализации сельскохозяйственной техники на территории Российской Федерации. При этом субсидирование процентной ставки предлагается производить через более широкий круг финансовых организаций с компенсацией процентов по кредитам на уровне 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
4. Уменьшить размер налоговой ставки для сельскохозяйственных товаропроизводителей на величину средств, направленных ими на обновление парка сельскохозяйственнойтехники по установленным Минсельхозом Российской Федерации критериям и параметрам.
5. Внедрить механизм налоговой преференции, предусмотренной для предприятий (налогоплательщиков) участников региональных инвестиционных проектов, развивающих производство, локализацию сельскохозяйственной техники и машин, компонентов к ним и имеющих, присвоенный рейтинг сельскохозяйственной техники.
6. Расширить финансовую поддержку экспортных поставок сельскохозяйственной техники, в том числе и за счет предоставления льготного фондирования из федерального бюджета российским банкам и лизинговым компаниям, осуществляющим экспортное финансирование, а также финансирование зарубежных покупателей российской сельскохозяйственной техники.
Предлагаемые меры позволят уже в среднесрочной перспективе расширить номенклатуру и качество производимой в России современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники. А результатом этого процесса будет ускорение реализации программы технической модернизации российского агропромышленного комплекса, а также повышение его конкурентоспособности.
Некоммерческое партнерство
«Объединение производителей специализированной техники»
e-mail: npumse@yandex.ru
тел: +7 (499) 501 77 02