Понятие экологичного жилья часто связывают с применением «зеленых» технологий и материалов при строительстве. Однако на самом деле факторов экологичности гораздо больше, считают эксперты «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость»
Понятие экологичного («зеленого») жилья тесно переплетается с образом жизни. Помимо характеристик здания, оно подразумевает экологию окружающего пространства, влияющую на здоровье человека, его настроение и самочувствие.
«Если человек живет в городе, то 80% загрязненности его жизненного пространства обусловлены автомобильными выхлопами (заметим, что в нашей стране используются в основном неэкологичные виды топлива), – объясняет Владимир Яхонтов, управляющий партнер «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость». – Поэтому экологичные жилые проекты в Московском регионе – это проекты, расположенные как минимум в 10 км от МКАД: несмотря на то, что московский смог проникает и на территорию области, в 10-15 километрах от Москвы все вредные показатели падают в сотни раз».
Около 15% в структуре загрязнений создается промышленными предприятиями и мусорными полигонами. Территория вокруг мусорного полигона является не менее опасной зоной, чем окрестности производственных комплексов. Здесь происходит резкое загрязнение окружающей среды, которое распространяется на достаточно большой радиус через подземные воды. Происходит просачивание агрессивной смеси, содержащей большое количество химических и биологически активных продуктов.
В тех странах, где большая часть мусора перерабатывается, организация мусорных полигонов не требуется. В ряде стран, пропагандирующих культ экологии, введен особо жесткий режим в отношении утилизации отходов – например, в Голландии, Норвегии, Швеции. В России проблема раздельного сбора и переработки мусора остается достаточно острой.
Большинство производств и мусорных полигонов расположены на востоке Подмосковья, что в совокупности с розой ветров (преобладание западных и северо-западных ветров) негативно влияет на экологическую обстановку этой зоны. Наиболее благоприятная экологическая обстановка характерна для юго-запада. Именно на этом направлении активно ведется новое строительство: речь идет в основном о малоэтажной застройке, которая совмещает преимущества городского и загородного форматов. В качестве примера можно привести жилой комплекс европейского типа «Андерсен» на 11-м км Калужского шоссе.
Если 95% загрязнений приходится на внешние факторы, то оставшиеся 5% относятся непосредственно к характеристикам зданий, и касаются, в том числе, качества стройматериалов. Поэтому нельзя сказать, что стройматериалы оказывают критическое влияние на общую экологию образа жизни.
«Конечно, нужно проверять, чтобы кирпич не был привезен из радиоактивных районов, чтобы не было фенола в стройматериалах и радона в почве. Помимо этого, есть материалы, которые запрещены к использованию в строительстве – например, асбест, – уточняет Владимир Яхонтов. – В целом строительные нормы и требования, предъявляемые к жилью в России, гораздо более жесткие, чем в Европе. А вот наличие множества красивых сертификатов на стройматериалы часто является маркетинговым ходом, который ведет к удорожанию конечного продукта».
Важно помнить и о так называемой экологии пространства. Например, вид на ТЭЦ или другой урбанистический ландшафт приводит к тому, что отношение человека к жизни становится более депрессивным: в таких случаях говорят о плохой экологии жизненного пространства.
Если проводить мониторинг в секторе коммерческой недвижимости, то, по словам Елены Мишиной, директора по развитию «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость» , основным критерием «зеленого» офиса является наличие энергоэффективных инженерных систем. Отношение к «зеленым» зданиям со стороны арендаторов во многом определяется национальным менталитетом. Для западных компаний основным мотивирующим моментом при выборе офисного здания выступает экономия ресурсов, минимальные расходы на коммунальные услуги. Для крупных российских компаний важен скорее фактор престижности при аренде офиса в «зеленом» бизнес-центре.