Представьте себе автомобиль, собранный только на 15 процентов. Навряд ли Вы сможете на нем передвигаться, и более того, Вы не сможете даже тронуться с места. К чему этот образный пример? Дело в том, что в такой же ситуации находится российская инновационная система, которую приходится тянуть как бурлакам баржу. Сегодня мнение о ее фрагментарности общепризнанно. По оценкам экспертов, обязательный комплект элементов территориальной инновационной системы реализуется в регионах не более чем на 10-25%. И плохо даже не то, что система фрагментарна, плохо то, что эта фрагментарность постоянно воспроизводится.
На смену понятиям технопарки, инкубаторы, ОЭЗ сейчас пришли «технологические платформы», заимствованные в Европе, у которой, есть контекст, в котором они работают. Я говорю о совокупности институциональных, инфраструктурных, организационно-деятельностных, ментальных, управленческих и других условий, в которых технологические платформы «чувствуют себя как рыбы в воде». Вытащив их из европейской «воды» на нашу «сушу», мы будем обречены в очередной раз удивиться, что «рыбы гибнут». В России нет контекста, в котором технологические платформы работают. Нам нужно создавать его искусственно.
Еще одна проблема заключается в том, что мы не предлагаем регионам и отраслям моделей формирования инновационных систем. Например, в программных документах и литературе вы прочитаете, что «инновационная система - это совокупность институциональных образований …», но вам не удастся выяснить, каких именно «институциональных образований». Ни сколько-нибудь полного перечня специфических для инновационной экономики институтов, ни, тем более, внятного описания институциональной архитектуры новой экономики вы не найдете. По нашей оценке, для того, чтобы инновационная экономика заработала, нужно 14 системных институтов, большая часть которых у нас либо отсутствует, либо находится в зачаточном состоянии. Например, институт интеллектуальной собственности и инфраструктура, обеспечивающая его функционирование. Дело не сводится к законам. Нужна, например, современная единая автоматизированная система учета и движения объектов интеллектуальной собственности. У нас даже в рамках госкорпораций не могут инвентаризировать интеллектуальные активы, тем более трансформировать их в «интеллектуальный капитал». Еще хуже обстоит дело с институтами капитализации других нематериальных активов. Мы говорим о человеческом, репутационном, клиентском капиталах, но модели действий, которые позволяли бы обращаться с этими активами как с капиталом, конвертировали бы эти активы в капитал, отсутствуют или находятся в эмбриональном состоянии.
Вопрос в том, как это положение дел исправить?
В стратегиях инновационного развития, в нормативных и методических документах должны детально прописываться условия функциональности территориальных, отраслевых, корпоративных инновационных систем. Это относится и к Сколково. Современная инновационная система включает в себя некоторые обязательные элементы, и программные документы должны ориентировать на создание комплекта этих элементов.
Первым из этих элементов является система управления развитием, предусматривающая:
· Создание карты будущего (Vision document)
· Определение стратегических целей страны, региона, отрасли предприятия в терминах места на этой карте будущего (ролей, которые мы намерены играть в базовых процессах, ниш, которые намерены контролировать и т.п.). Понятно при этом, что инновации ценны не сами по себе, но являются средствами и условиями обеспечения конкурентоспособности, роста качества жизни и благосостояния, а также достижения личных карьерных целей: успеха, вознаграждения, признания.
· Формулирование связанной с достижением этих целей стратегической повестки дня и разработку дорожных карт.
· Достижение консенсуса стейкхолдеров, власти, влиятельных профессиональных и социальных групп в отношении будущего и дорожных карт, формирование на этой основе общественного субъекта инноватизации.
· Система управления развитием должна включать различные инструменты и практики формирования карты будущего и достижения консенсуса стейкхолдеров. Такие, как картирование технологий, картирование стейкхолдеров, сценарное прогнозирование, разработка будущего и т.п.
· Система управления развитием имеет, естественно, определенную организационную структуру.
Еще одна принципиальная проблема, требующая скорейшего разрешения – отсутствие единого определения понятия «инновационная экономика». Ответов на вопрос «что такое инновационная экономика» столько же, сколько экспертов. И все это тормозит развитие законодательства об инновационной деятельности, формирование институциональной архитектуры и инфраструктур новой экономики. Ведь, как говорили древние мудрецы, для того, кто не знает, куда плыть, не бывает попутного ветра.
Вторым обязательным элементом инновационной системы является институциональная архитектура инновационной экономики. Под институтами инновационной экономики понимаются модели действий, устанавливающих взаимосвязь культуры, науки, образования, технологий, бизнеса, капитала и управления в процессе производства и обращения инноваций и связанных с ними нематериальных активов. Таких институтов должно быть создано не менее 14-ти.
Третьим базовым элементом являются инфраструктуры, обеспечивающие функционирование институтов инновационной экономики.
Четвертый элемент – программы инноватизации общих инфраструктур (инженерных, социальных и др.).
Пятый элемент – спрос на инновации, определяемый пользовательскими и потребительскими компетенциями и в целом конъюнктурой на инновационную деятельность и её продукты, т.е. признанием её ценности, важности, привлекательности.
Шестой элемент – человеческий капитал, вся система его воспроизводства и развития. Под человеческим капиталом я понимаю те компетенции, способности, качества людей, которые позволяют им эффективно участвовать в новой экономике, в производстве и обращении нематериальных активов и инноваций.
Седьмой элемент – деловой кластер, призванный обеспечить региону, отрасли, корпорации стратегические роли на карте будущего. Речь идет не только об экономических предприятиях, но и о науке, образовании, административных учреждениях, учреждениях культуры, даже о религии - одним словом всех, взаимосвязью кого осуществляется производство и обращение инноваций и нематериальных активов.
Наконец, восьмой элемент – портфель инновационных проектов и разработок, критических для данной территории, отрасли, корпорации. Здесь наиболее важной составляющей является система экспертизы и компетентное экспертное сообщество.
Наша общая задача добиться системности, комплектности в формировании территориальных, отраслевых, корпоративных инновационных систем.
Виктор Зубарев,
депутат Государственной Думы ФС РФ, Руководитель проекта Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" "Национальная инновационная система"
Источник: ZUBAREV.INFO