Бюро
экономики энергетики и минеральных ресурсов
(БЭЭМР) федерального правительства Австралии в своем последнем
ежеквартальном обзоре утверждает, что, несмотря на прогнозируемое дальнейшее
снижение мировых цен на экспортируемое сырье,
горная промышленность страны в ближайшие годы обеспечит ей увеличение
экспортных доходов. В завершающемся 30 июня 20132014-м финансовом году доходы
от экспорта минералов вырастут на 17% по сравнению с предыдущим годом и
достигнут 125 млрд австралийских долларов. Главным образом за счет роста
экспорта железной руды; несмотря на то, что мировая цена на главный товар
австралийского экспорта только за два первых месяца этого года упала с US$135 до US$104 за тонну.
Экспорт
энергоресурсов (сжиженный природный газ, кокс и энергетические угли) увеличится за тот же финансовый год на 7% и
принесет стране 74 млрд местных долларов.
Австралийские эксперты прогнозируют, что цена на железную руду будет
снижаться в течение следующих 5 лет. В том же направлении будут двигаться и
мировые цены на другие минеральные ресурсы.
За
счет чего же ожидают увеличения экспортных доходов австралийцы. Прежде всего,
конечно, за счет увеличения капиталовложений в освоение новых месторождений и
увеличения объемов добычи. Важную роль играет и постоянная борьба компаний за
сокращение издержек. В отчете БЭЭМР, в частности, указывается, что они будут
получать прибыль от продажи железной руды
даже при цене US$ 87 за тонну. И
это неудивительно.
Австралийцы
гордятся системой подготовки кадров
При
населении в 22,5 млн человек Австралия занимает 12-е место в мире по объему
валового внутреннего продукта (ВВП). На эту малонаселенную страну приходится 3%
от общего объема научных исследований в мире, 70% австралийских университетов
входят в 500 лучших вузов мира. Здесь система профессионального образования
основана на активном участии в ней промышленных предприятий (Vocational and
Educational Training
– VET System).
VET управляется взаимосвязанными государственными и
независимыми органами, функционирующими в строгом соответствии с Национальным
перечнем квалификаций и австралийскими стандартами качества обучения (AQTF). VET решает задачу обеспечения гибкой, современной (отвечающей
самым актуальным потребностям производства)
подготовки кадров. О важности её роли в экономике говорит тот факт, что
более 1,2 млн работников промышленности и торговли или 13% всех занятых в экономике имеют такую
подготовку. Но еще более значимо то, что в 2012 г. в общем объеме экспортных
доходов страны образовательные услуги (14,5 млрд австр. долларов) занимали
четвертое место после экспорта железной руды, каменного угля и золота (54,4,
41,3 и 15,5 млрд соответственно). Кстати, в 2013 г. в Австралии обучались почти
527 000 иностранных студентов.
Наша
система подготовки кадров как тормоз экономики
К
этим впечатляющим цифрам и фактам привлек внимание участников недавнего
совместного заседания Высшего горного совета и Комитета ТПП РФ по
энергетической стратегии и развитию ТЭК руководитель обеих организаций Юрий Шафраник. Открывая обсуждение
проблем подготовки кадров для российской горной промышленности, он заявил, что
профессиональное сообщество уже в 3-й раз вынуждено обратиться к этой теме. Многие
предложения горнопромышленников-практиков властью и бизнесом услышаны и
реализуются, но в отличие от горного производства процесс обучения кадров значительно
отстает от требований сегодняшнего дня.
Это
не относится буквально ко всем отраслевым вузам. Хорошую школу дают студентам,
например, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» или Российский
государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина. Но в целом вузовское
образование потому-то горному сообществу и приходится обсуждать его уже в 3-й
раз, последовательно выдвигая насущные требования, не соответствует уровню,
необходимому для специалистов компаний современного планетарного уровня.
Президент
НП «Горнопромышленники России», первый заместитель председателя Комитета
Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев высказал
убеждение, что «нехватка квалифицированных специалистов является одним из
основных факторов, сдерживающих развитие экономики в последние годы». (Кстати,
как заявил президент Владимир Путин на телеконференции-совещании по вопросу
подготовки профессиональных кадров, проходившей в Санкт-Петербурге еще два года
назад, эта проблема вышла на первое место, обогнав коррупцию и административные
барьеры.)
По
мнению В. Язева, у нашей системы образования «наблюдается запаздывающая
реакция, а то и вовсе отсутствие какой
бы то ни было реакции на происходящие в
экономике преобразования». Потребности основного сектора экономики – минерально-сырьевого
комплекса (МСК) в квалифицированных кадрах не нашли своего отражения в
распределении количества подготавливаемых кадров по соответствующим группам специальностей. С
2005 года стабильно высокий выпуск специалистов происходит по таким
направлениям, как экономика и управление, гуманитарные науки, образование и
педагогика. В данных условиях, считает В.
Язев, «исправить ситуацию с подготовкой кадров можно только
объединив усилия органов государственной
власти, работодателей, учебных заведений, профессиональных союзов, общественных
организаций».
В
Минобрнауки горные профессии не приоритетны
Законодательные
новеллы Минобрнауки, по мнению президента НП «Горнопромышленники России», в
целом ведут к позитивным сдвигам за счет вовлечения в образовательный процесс
работодателей и их объединений. Однако при этом большое беспокойство вызывает
отсутствие централизованной государственной политики поддержки профильных образовательных учреждений МСК, без которой
ни один вуз даже при максимальном участии работодателей не в состоянии
обеспечить выпуск специалистов требуемой
квалификации и в объемах, необходимых для устранения дефицита кадров. Так, укрупненная группа специальностей
«Геология, разведка, разработка полезных ископаемых» не вошла в Перечень
направлений подготовки и специальностей, соответствующих приоритетным задачам
модернизации и технологического развития
российской экономики, утвержденный распоряжением Правительства в ноябре 2011
года. Следствием этого стало недостаточное бюджетное финансирование профильных
вузов. Появился риск снижения количества бюджетных мест, выделяемых
государством для всех уровней горного
профессионального образования.
С
учетом этого В. Язев призвал всех участников совместного заседания проявить
критический подход к инициативам
Минобрнауки и дорабатывать их, вникая в
проблемы дальнейшего развития отрасли.
Бизнес
привлекают только для финансирования
На
поразительную противоречивость позиции руководителей многих вузов обратил
внимание Юрий Шафраник. С одной стороны, они призывают представителей бизнеса
взять на себя значительную часть финансирования вузовской деятельности, а с
другой практически отметают критику бизнеса относительно несоответствия
«продукции» нынешних вузов требованиям промышленности как по качеству, так и по
количеству. «Когда без бизнеса, без Высшего горного совета, без экспертного
сообщества принимаются решения и ведутся
реорганизации типа объединения Института стали и сплавов и Московского
горного, а потом обращаются к нам: вы, ребята, нам в чем-то помогите это не
очень здорово. Реорганизация вузов, происходящая под управлением Минобрнауки, в настоящее время опирается на результаты мониторинга,
проведенного самим же министерством.
Лучше бы оно занялось чисткой сотен созданных лжеинститутов, чем сливать два
настоящих».
Возвращаясь
к презентации австралийцев Ю. Шафраник обратил внимание представителей вузов и
на такой важный момент, как
конкурентоспособность их учебных заведений на мировом уровне. Ведь если
многие российские предприятия сейчас успешно конкурируют на мировом рынке, то
об образовательных учреждениях этого сказать никак нельзя. А австралийцы сделали
за последние 25 лет свое профессиональное образование (как, впрочем, и
производство горного оборудования) серьезным экспортером.
Опыт
первых пятилеток сегодня неприменим
С
радикальной критикой действующих вузовских программ выступил директор Центра
ресурсной экономики Института экономики и организации промышленного
производства Сибирского отделения РАН Валерий Крюков. Он, в частности, заявил,
что балансовый способ оценки специалистов, отстаивавшийся на заседании
некоторыми представителями системы образования, совместим только с
узкоспециальной подготовкой, характерной для периода индустриализации страны. «Современное
горное производство отличается многообразием и нестандартностью решаемых задач,
– подчеркнул он. – Навыки решения
нестандартных задач несовместимы с отсутствием в вузах серьезной
академической науки. Здесь говорилось о ставках профессоров, о научных школах.
Все это замечательно, но какой наукой может заниматься профессор института,
университета, если у него учебная нагрузка составляет 900 часов.
Поэтому там наукой и не пахнет».
Вузы
по-прежнему работают только на себя
Общеизвестно,
что система образования определяет будущее страны. Как-то так получилось, что
наша система до сих пор работает в основном на себя, невзирая на требования
промышленности, которой, особенно после вступления во Всемирную торговую
организацию, приходится конкурировать на равных со всеми остальными игроками
и даже на нашем внутреннем рынке. А вот система образования во главе со своим
министерством, пользуясь государственным финансированием, упорно продолжает
выпускать такую продукцию и в таких количествах, которые считает удобными для
себя. В лихорадочных действиях Минобрнауки, когда формализм и бюрократизм
заменяют четкую постановку цели и задач обучения, трудно понять смысл шагов
от вариаций ЕГЭ до слияния вузов, от попустительства их необоснованному
размножению до внезапной кампании сокращения alma mater.