Расширение мощности нефтепровода Восточная Сибирь − Тихий океан (ВСТО) до 80 млн тонн в год на 30% будет профинансировано за счет собственных средств «Транснефти». Об этом заявил в интервью на Business FM президент компании Николай Токарев.
В 2013 году экспорт нефти через ВСТО составил 37,1 млн тонн: через нефтепорт Козьмино было отгружено 21,3 млн тонн, и еще 15,8 млн тонн было прокачано в Китай через отвод от ВСТО Сковородино − Мохэ.
Перед «Транснефтью» поставлена задача за пять лет удвоить мощность нефтепровода. Первоначально достичь максимальной проектной мощности трубы планировалось в районе 2030 года. Ускорить вывод трубы на показатель в 80 млн тонн в год потребовало активное освоение нефтяными компаниями месторождений Восточной Сибири и более высокая доходность экспорта нефти в азиатско-тихоокеанский регион по сравнению с традиционным экспортов в Европу. Российские нефтяные компании хотят отгружать на восток все большее количество сырья.
Стоимость работ по наращиванию мощности ВСТО в соответствии с утвержденной правительством инвестиционной программой «Транснефти» составляет 200 млрд рублей. Дополнительные проблемы с поиском источников финансирования создало замораживание правительством тарифов естественных монополий на 2014 год. Однако со следующего тарифы на услуги прокачки сырья по трубопроводам «Транснефти» будут увеличены, и далее будут индексироваться, по словам Токарева, «по особой шкале». Как ранее сообщил вице-президент компании Максим Гришанин, «Транснефть» надеется на индексацию тарифов на 90 процентов от уровня инфляции в 2015-2017 годах. Ранее нефтяные компании возражали против повышения тарифов «Транснефти», особенно против повышения тарифа ВСТО.
В целях изыскания средств на расширение ВСТО правительство разрешило «Транснефти» не переходить со следующего года в числе других госкомпаний на выплату дивидендов в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) в размере не менее 25% от прибыли. За 2012 год компания выплатила по принадлежащим государству обыкновенным акций 36 процентов от чистой прибыли, по привилегированным акциям размер вознаграждения составил 10 процентов от чистой прибыли по российским стандартам бухгалтерского учета. На нынешний и последующие годы правительством утверждена гибкая методика расчета процентов дивидендов. Выплаты будут зависеть от необходимых расходов компании на инвестиционную программу.
«Транснефть» также предполагает в случае необходимости выйти на международный рынок капитала для заимствования недостающих средств.
Всего до 2020 года, согласно утвержденной правительством инвестпрограмме «Транснефти», на строительство новых объектов будет израсходовано 460 млрд рублей. В эту сумму входят расходы на ВСТО и на строительство нефтепроводов Куюмба-Тайшет и Заполярье − Пурпе. По программе капитального ремонта, модернизации и реконструкции трубопроводов «Транснефть» собирается потратить в ближайшие пять лет 1 трлн 400 млрд рублей.
Для координации всех проектов компании в Дальневосточной федеральном округе (ДФО) создается постоянная дирекция, которая будет базироваться в Хабаровске. На сегодня в дочерних компаниях «Транснефти» в ДФО работает порядка 8,5 тыс. человека. В ближайшем будущем число сотрудников вырастет до 9 тыс. На строительных работах будет занято еще 3 тыс. человек.
В «Транснефти» считают, что компания в настоящее время в достаточной степени присутствует в ДФО, поэтому запланированный правительством переезд ряда госкомпаний на Дальний Восток не изменит фактической конфигурации управления компанией.