«Национальная служба взыскания» по состоянию на 01.01.2014 г. оценивает объем просроченной задолженности по автокредитам в 42 млрд рублей. Рост задолженности за прошлый год составил 43%. К концу 2014 г. просроченная задолженность по автокредитам вырастет до 50 млрд рублей.
По итогам 2013 года доля просроченной задолженности (отношение объема просроченной задолженности по автокредитам к консолидированному ссудному портфелю по программам автокредитования) составила 42 млрд рублей или 3,4% по стандартам учета, применяемым ЦБ РФ. По состоянию на начало 2013 г. этот показатель был равен 29,3 млрд рублей. Таким образом, за год доля просрочки в абсолютном выражении выросла на 43%. Объем рынка автокредитования за тот же период оценочно вырос на 34% до 1,2 трлн. рублей.
На рост объема просроченной задолженности определяющее действие оказал рост рынка автокредитования в 2012 и 2013 гг. При этом падение объемов продаж новых автомобилей в 2013 г. для рынка автокредитования было компенсировано за счет роста доли автомобилей, покупаемых в кредит (с 29% до 46% по данным НБКИ).
Рост доли кредитных автомобилей, в свою очередь, вызван тем, что в результате регулятивного давления ЦБ в сегменте необеспеченных кредитов, банки стали компенсировать снижение продаж необеспеченных кредитов за счет программ автокредитования, сегмент которых не коснулись рисковые ограничения ЦБ.
Сергей Шпетер, Старший вице-президент «Национальной службы взыскания»: «Учитывая текущие тенденции рынка, мы ожидаем, что в 2014 году доля просроченной задолженности по автокредитам будет колебаться в коридоре 3,5 – 4,1% и может достигнуть 50 млрд рублей».
Аутсорсинг задолженности по автокредитованию
По оценкам Национальной службы взыскания, объем просроченных кредитов по программам автокредитования (всех сроков размещения), переданных в работу коллекторских агентств за 2013 г., составил порядка 26 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2012 г. рост объема переданных портфелей составил 3 млрд. рублей или 13%. По оценкам НСВ, объем аутсорсинга просроченных автокредитов в 2014 г. достигнет 30-33 млрд рублей.
Характеристики передаваемых портфелей
Географическое распределение
В распределении долгов по автокредитам, передаваемых в работу коллекторских агентств, по итогам 2013 г. лидером стал Центральный ФО с долей в 30% (7,8 млрд рублей). Далее следуют Приволжский ФО и Сибирский ФО с соответствующими показателями 18% (4,68 млрд рублей) и 14% (3,64 млрд рублей). На Северо-Западный ФО пришлось 11% (2,86 млрд рублей) таких долгов, на Южный ФО – 10% (2,6 млрд рублей), на Уральский – 8% (2,08 млрд рублей). На Северо-Кавказский и Дальневосточный ФО пришлось по 5% (1,3 млрд рублей) и 4% (1,04 млрд рублей) соответственно.
Средний размер задолженности
Средний размер задолженности по автокредитам в работе у коллекторов по итогам 2013 г. составил 443 тыс. рублей, что на 174 тыс. рублей больше аналогичного показателя за тот же период 2012 г. (269 тыс. рублей). Активный рост среднего долга вызван тем, что в последнем квартале банки решили передать долги на больших сроках просрочки, с которыми до этого они пытались работать сами.
Средний размер передаваемой задолженности в Сибирском ФО составил 480 тыс. рублей, в Уральском – 478 тыс. рублей, а в Центральном – 471 тыс. рублей. В Северо-Западном ФО средний долг равен 460 тыс. рублей, в Приволжском ФО – 451 тыс. рублей. В Южном ФО этот показатель находится на уровне 397 тыс. рублей, в Северо-Кавказском ФО – 260 тыс. рублей, а в Дальневосточном – 222 тыс. рублей.
Средний срок задолженности
Средний срок передаваемой задолженности в 2013 г. составил 608 дней, что на 228 дней больше аналогичного показателя 2012 г. (380 дней).
В Уральском ФО средний срок равен 767 дням, в Сибирском – 664. В Приволжском и Центральном ФО этот показатель составил 658 и 604 дня соответственно, в Южном ФО – 562 дня. В Северо-Западном ФО средний срок задолженности равен 517 дням, в Северо-Кавказском ФО – 443 дням, в Дальневосточном ФО – 244 дням.
Распределение должников по полу
На долю мужчин в 2013 г. пришлось 73% переданных коллекторам долгам по автокредитам, на долю женщин – 27%.
Если по остальным видам кредитов доли мужчин и женщин практически одинаковы, то в автокредитовании доля первых традиционно высока. Это объясняется тем, что мужчин водителей все еще больше.
Половозрастные характеристики должника по программам автокредитования
Возрастные характеристики должников мужчин и женщин практически не отличаются. Возрастные категории от 22 до 35 и от 36 до 60 лет среди должников являются доминирующими и имеют практически равные доли в общей возрастной структуре. Должников мужчин таких категорий 38% и 59% соответственно, а женщин – 40% и 57%. Мужчины и женщины моложе 22 лет составили по 1%. По 2% составили должники мужчины и женщины в возрасте более 60 лет