Говорят, что личный опыт — самый ценный. Сегодня в эпоху start-up-движения, хочется поделиться с начинающими предпринимателями своими знаниями. За одиннадцать лет существования Element из маленького общества увлечённых идеей ребят превратился в крупную российскую компанию с представительствами в двадцати странах мира. Сегодня Element Group представляет в России интересы таких крупных международных компаний в области поисковой оптимизации и онлайн-маркетинга, как Majestic SEO и TradeTracker.
Всё началось после одного студенческого эксперимента, когда с друзьями привлекли около 500 тыс. посетителей на сайты наших знакомых. Успешный опыт имел продолжение: мы оптимизировали интернет-ресурсы клиентов под Alta Vista до тех пор, пока в Рунете не возник настоящий поиск (раньше существовал только рейтинг «Рамблера»). К тому времени наши проекты, например, neosap.ru, могли увеличить посещаемость сайта в несколько раз.
25 октября 2000 года мы зарегистрировали первую компанию — сайт optimism.ru. Занимались только поисковой оптимизацией. Со временем сформировался спрос на другие услуги, например, на контекстную и медийную рекламу, на продвижение в блогах и социальных сетях. В 2002 году мы зарегистрировали Element Group, и компания стала расти словно на дрожжах.
Мы всегда старались идти в ногу с запросами рынка. В 2006 — за год до появления социальной сети «ВКонтакте» — мы создали первое на постсоветском пространстве агентство по Public Relations и рекламе в социальных сетях — GreenPR. Когда разрослась блогосфера и появился спрос на рекламные услуги блогеров, мы первыми зарегистрировали сервис по рекламе в блогах — Blogun. Это был настоящий прорыв в сфере рекламы и маркетинга как для рекламодателей, так и для авторов ЖЖ, владельцев Twitter-аккаунтов и пр. С этого времени многие нетоповые блогеры смогли зарабатывать на своих онлайн-дневниках, до открытия нашего сервиса это было невозможно. Очень приятно осознавать, что наша компания обеспечила возможности для стабильного заработка тысячам блогеров Рунета.
Сегодня мы активно сотрудничаем с международными брендами, такими как Universal Pictures, Samsung, Pepsi, Benq, Sony Pictures и другими.
Наши представительства находятся в восемнадцати странах Западной Европы: Голландии, Бельгии, Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Испании, Италии и других. Мы успешно развиваем свой бизнес в странах СНГ, например, в Украине, Белоруссии, Казахстане. В общей сложности наша компания имеет представительства в двадцати странах мира, в том числе недавно мы открыли офис в Сан-Франциско.
Любой start-up может достичь таких же внушительных результатов. Правда, конкуренция сейчас гораздо выше, чем раньше. Тем не менее всегда можно найти интересные и, главное, свободные ниши. Подходите к развитию своего бизнеса фундаментально: подробно опишите возможные расходы и доходы, составьте бизнес-план. Это крайне важно. Перед началом работы любого коммерческого проекта вы должны понимать, как будете развивать этот бизнес через месяц или два, какую сумму вам придётся на него потратить и в течение какого времени, как скоро вы получите прибыль. Кроме того, большое значение имеет правильный выбор партнёра: это должен быть предприниматель с опытом, человек, который поможет разработать оптимальную стратегию продвижения, даст мудрый совет в затруднительной ситуации.
Сейчас очень модно переводить бизнес-активность в социальные сети. Но вы должны понимать, что такие проекты не дают быстрый эффект. Кроме того, они менее приспособлены для продаж, чем интернет-магазины. Если вы всё же решили работать в социальных сетях, следуйте основным рекомендациям.
Во-первых, ещё на стадии проектирования внедрите в интерфейс элементы социальных сетей — виджеты, кнопки и т. д. Это позволяет быстро распространять нужную информацию.
Во-вторых, определите, в каких социальных сетях находится целевая аудитория вашего проекта. Сегодня многие гонятся за модными тенденциями в social media, например, демонстрируют серьёзную активность в instagram. Помните, что instagram — это имиджевое решение, подходит далеко не для всех видов бизнеса, и трафика с него практически нет.
В-третьих, генерируйте контент, соответствующий специфике данной социальной сети. Требования везде разные. Во «ВКонтакте», например, мало текста и много графики, на Facebook среднее количество текста и графики, при этом, текст более серьёзный, на livejournal много текста.
Четвёртое — постоянно отслеживайте эффективность. Часто стартапы, получившие хорошие инвестиции, используют эти инструменты, что называется, для галочки. Это неправильный подход. Отдача от каждого потраченного рубля должна быть проанализирована, и в соответствии с этим скорректирована итоговая стратегия.
Помните, что в любом start-up важно просчитать точку безубыточности, себестоимость и сроки окупаемости. Главное верить в свою стратегию и не останавливаться после неудачи.
Роман Клевцов — генеральный директор группы компаний Element Group http://element.ru/ (http://www.optimism.ru/, Blogun, GreenPR).