Как
недавно принятый антипиратский закон ударит по интернет-бизнесу и пользователям
Сети? Что делать, если твой любимый сайт заблокировали? Кого закон защищает
лучше: производителей контента или посредников? На эти и другие вопросы ответит
генеральный директор группы компаний Element Group http://element.ru (http://www.optimism.ru/, Blogun, GreenPR)
Роман Клевцов.
Наша компания является членом РАЭК, и мы присоединяемся к мнению этой ассоциации. Мы заинтересованы в переработке некоторых положений антипиратского закона. Авторские права защищать необходимо, но закон должен быть согласован с мнением индустрии. Народная пословица точно описывает сложившуюся ситуацию: «Одно дело делаешь — другого не порть».
В нашей компании была ситуация, когда некоторые сотрудники использовали наш бренд и технологии в личных целях, а потом продали эти технологии конкуренту. Что в этом случае нам делать? Как мы можем себя защищать? Только законными методами. А это было практически невозможно.
Приведу абстрактный пример: мы патентуем определённое изобретение, а когда наши интеллектуальные достижения крадут, только до суда дело доходит год. На протяжении этого времени вор может изменить часть кода, и факта воровства не признают. Скажут, что это изобретение не ваше, а доработано и улучшено конкурентом. Мы, предприниматели, не защищены от таких моментов.
По интернет индустрии закон ударит следующим образом. Во-первых, в доменной зоне .ru торренты и другие сайты, содержащие пиратский контент, будут добавлять в чёрный список. Все провайдеры на территории России исключат эти сайты из своих dns-серверов. А когда зайдёшь на какой-нибудь торрент-сайт, то выскочит надпись: «Уважаемый абонент, в связи с нарушением такого-то закона данный сайт закрыт».
Конечно, эту систему можно обойти. Например, зайти через анонимный прокси-сервер или купить ВПН за 5–10 $ в месяц и всё своё соединение настроить через Запад. Сейчас я даю вредные советы. Наша компания не приветствует подобные методы. Мы выступаем за соблюдение законодательных норм РФ.
К вышесказанному хочется добавить, что принятие антипиратского закона в корне не решит проблему пиратства, а только затруднит рядовым пользователям распространение нелицензионного контента. Это похоже на сражение Дон Кихота с ветряными мельницами. Насколько эта борьба будет эффективной, сейчас сказать сложно. Интернет ведь не имеет границ. Если закон в России один, то в 258-ми странах, считая частично признанные государства, он другой. В законодательстве какого-нибудь государства обязательно найдется лазейка, чтобы безопасно для себя выложить пиратский контент в Сеть. Серверы сайта можно расположить в любой стране мира. Этот закон поможет защититься от массового нарушения авторского права, например, от масштабной распродажи пиратских копий фильмов через Интернет.
Также добавлю насчет социальных сетей. Удар однозначно будет, но вряд ли он будет смертельным. Исчезнет значительная часть музыки и видео. В глобальном масштабе это приведет к снижению времени, проводимого в социальных сетях. Во «ВКонтакте», например, значительная часть времени генерируется за счёт видео и музыки. Если человек не всё сможет находить, то будет меньше смотреть и уменьшится время его пребывания в Сети. Люди начнут скачивать информацию с торрентов, находящихся не в зоне .ru.
Важно, чтобы в итоге этот закон действительно защищал авторов. Для меня это ключевой момент. Пусть пострадают социальные сети, но авторы будут защищены. Раньше тоже была возможность удалять авторские произведения из социальных сетей. После принятия закона удаления будут более агрессивными.
Нужно понять, что социальные сети — не генераторы пиратского контента. Это площадки, где каждый человек размещает то, что считает нужным. За действия пользователя должна отвечать не площадка, а он сам. Сегодня в социальных сетях большие массивы информации, и очень сложно всё контролировать. Боюсь, ещё долго авторы по-прежнему будут незащищены.