Тенденция сокращать расходы в пользу сбережений, пришедшая в 2009 г. на смену потребительскому буму, продолжается. Об этом свидетельствуют данные мониторинга Минэкономразвития за I квартал 2010 г. Расходы людей на покупки увеличиваются, но почти вдвое медленнее, чем растут их доходы: за январь — март на сбережения направлены беспрецедентные 15,8% всех доходов против 8,7% за тот же период 2009 г. и 5,3% — за весь 2008 год. А доля доходов, потраченных на покупки, сократилась с 58,9% до 56,2%.
Между тем сами денежные доходы за I квартал выросли на 13,8% (к такому же периоду 2009 г.) во многом за счет индексации пенсий и социальных пособий. По расчетам Минэкономразвития, благодаря этому реальные располагаемые доходы населения (с учетом инфляции и за вычетом обязательных платежей) в январе скакнули на 5,2%, но уже в феврале и марте рост сменился спадом на 2,8-2,9% (к предыдущим месяцам). Индексация вызвала временный рост спроса и цен на социально значимые продукты, пишет министерство, к марту этот спрос исчерпался и рост цен на продовольствие замедлился.
Зато в марте стартовала госпрограмма «деньги за автохлам». Продажи легковых автомобилей в сравнении с февралем выросли на 32,7%, зафиксировало Минэкономразвития. И хотя россияне по-прежнему тратятся на продукты питания в ущерб промтоварам (доля продовольствия в товарообороте розницы выросла до 49,1% против 48,5% за январь — март 2009 г.), министерство замечает«активизацию покупательского спроса»: в марте впервые за последние 13 месяцев продажи непродовольственных товаров перестали падать и начали расти — на 1,8% к марту-2009 (вся розница выросла на 2,9%). Особенно заметно в марте возросли продажи одежды, холодильников, мобильных телефонов, перечисляет министерство в мониторинге.
Реализация программы «деньги за автохлам» добавила розничному обороту в марте порядка 5 млрд руб., это менее 1% оборота всей непродовольственной розницы, подсчитал Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики. «Автопром — достаточно мультипликативная отрасль, он влияет на производство шин, металлов, красок, лаков, стекла и т. д., но связывать рост спроса на все промтовары с оживлением автопрома я бы не стал», — говорит Миронов. Как в докризисный год, так и в 2009 г. продажи марта превышали продажи февраля на 2%, а в 2010 г. — на 14%, отмечает представитель «Евросети», объясняя причины всплеска снижением цен на рынке, заменой отслуживших свое аппаратов и оживлением потребкредитования. Торговцы бытовой техникой всплеска продаж не зафиксировали, говорит Надежда Киселева, пресс-секретарь«М.видео»: «В целом по рынку ситуация ровная, незначительный рост мы зафиксировали лишь в апреле».
Говорить о смене потребительских настроений по итогам одного месяца рано, осторожничает Миронов. Рост спроса будет устойчивым, не ранее чем возобновится рост потребкредитования, считает он: «Вряд ли люди будут сейчас тратить сбережения — кризис еще не кончился». По оценке ЦБ, потребкредитование в 2010 г. вырастет примерно на 10%. Но зафиксированный в марте первый прирост обязательств населения перед банками оказался вызван несколькими краткосрочными сделками банка «Уралсиб». Тем не менее смог нарастить розничный кредитный портфель Сбербанк, а выдача ипотечных кредитов и вовсе вышла на докризисный уровень, уверяет представитель этого банка.
При этом в I квартале вклады граждан в российских банках, по данным ЦБ, выросли на 4% (до 7,8 трлн руб.). Но ставки по вкладам уже не способствуют наращиванию сбережений, указывает начальник отдела BNP Paribas Юлия Цепляева: в марте средние ставки по депозитам населения до года составили 7,4% против 10% в октябре 2009 г. (максимум 2009 г.). Из-за укрепления рубля сбережения в валюте тоже потеряли привлекательность. В течение нескольких месяцев население пересмотрит структуру использования своих доходов в пользу потребления, полагает Цепляева: «Потребление — главный источник для восстановления экономики, и оно будет расти».
Потребительское поведение отстает от общеэкономического тренда, считает директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева: если экономика прошла дно в середине 2009 г., то для социальной сферы худшим будет именно 2010 год. Февральский опрос ВЦИОМ показывает, что в сравнении с декабрем боязнь безработицы у россиян увеличилась (индекс вероятности увольнений составил 33 пункта против 30), а шансы на трудоустройство остаются неизменными с лета 2009 г. Между тем потребительские ожидания улучшаются, говорит начальник отдела холдинга «Ромир» Наталья Обухова: «Если не будет новых потрясений, то стагнация потребления продлится недолго, люди увеличат траты».
Источник: Ведомости.