Москва, 03 июня 2013 года – На выездном заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, которое состоялось на днях в Костроме, Ассоциация факторинговых компаний (АФК) представила новые возможности финансирования обязательств региональных и муниципальных бюджетов – факторинг для госсектора.
Доклад, представленный председателем правления АФК Антоном Мусатовым, содержал ответ на актуальный для многих региональных властей вопрос: как муниципалитетам и субъектам Федерации обеспечить исполнение обязательств перед поставщиками и подрядчиками в условиях возрастающей нагрузки на региональные бюджеты и несвоевременного поступления средств из федерального центра.
Открывая заседание, губернатор Костромской области Сергей Ситников, отметил, что вопрос финансового обеспечения затрагивает интересы всех регионов и каждого жителя страны: «Ежегодно нам приходится решать сложнейшую задачу: как сбалансировать бюджет, чтобы органы государственной власти получили достаточные средства для решения возложенных на них полномочий, а граждане имели возможность получать качественные услуги и надежную социальную поддержку».
Сегодня большая часть расходных обязательств на жилищно-коммунальное хозяйство и эксплуатацию дорожного фонда передана на региональный и муниципальный уровни. В бюджетном процессе эти статьи вынужденно конкурируют с расходами на развитие здравоохранения и социальной инфраструктуры, реализацию жилищных программ.
В результате сроки гарантированных бюджетных платежей исполнителям государственных и муниципальных контрактов могут достигать полугода – на это время подрядчики и исполнители вынуждены фактически кредитовать государство, одновременно неся на своих плечах налоговую нагрузку. Зачастую это приводит к срыву сроков выполнения работ, ограничению числа подрядчиков, завышению цен, и, в конечном итоге, неисполнению обязательств.
Одним из путей решения данной проблемы, по мнению председателя правления АФК Антона Мусатова, может стать внедрение механизма факторингового финансирования при расчетах по государственным и муниципальным контрактам.
«Факторинг дает региону и муниципалитету возможность совершать закупки в момент потребности, а не в момент наличия бюджетного финансирования. Это особенно важно при реализации финансовоемких проектов, например, таких как северный завоз, когда за два-три месяца навигации необходимо привезти почти годовой запас продуктов питания, топлива и других необходимых для жизнедеятельности региона грузов, - подчеркнул в своем выступлении Антон Мусатов. – К плюсам применения факторинга можно отнести дополнительный контроль исполнения бюджета и повышение прозрачности процедур в системе госзаказа благодаря третьей стороне по исполняемому контракту, снижение кредитной нагрузки региона, экономию бюджета за счет расширения возможностей выбора конкурентных предложений по критерию «цена-качество» и, в целом, повышение эффективности планирования бюджетных расходов».
Факторинг является одним из признанных механизмов стимулирования экономического развития в международной практике. Например, в Великобритании на долю факторинговых операций приходится 16% ВВП (по данным АФК за 2012 год, в России оборот факторинга не превышает 2,5% ВВП). Условия применения факторинга в государственном секторе отражены в «Регламенте Рим I» Европейского союза и подробно описаны в «Правилах федеральных закупок» США.
В 2008 году факторинг был включен в план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержденный Правительством РФ. Однако в области государственного и муниципального бюджетного процесса применение факторинга до настоящего времени остается экспериментальной инновационной мерой.
«Факторинг способен придать новый импульс социально-экономическому развитию регионов, но и без поддержки органов исполнительной и законодательной власти здесь не обойтись, - обратился к участникам заседания председатель правления АФК. – Мы открыты к диалогу и надеемся на поддержку внедрения факторинга в государственном секторе со стороны Министерства финансов, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы России, ведущих объединений предпринимателей – ТПП РФ, РСПП, «Деловой России». Мы готовы вместе идти одним курсом с целью совершенствования бюджетного процесса и создания в нашей стране основ регулирования и применения факторинга для решения приоритетных задач государства».
______________________________________________________________________________
Ассоциация факторинговых компаний
Ассоциация факторинговых компаний (АФК) создана в 2007 году в Москве как профессиональное общественное объединение участников российского рынка факторинга. Деятельность АФК направлена на формирование единых принципов и подходов к осуществлению факторинговых операций в России, включая методологические, нормативно-правовые и этические основы факторингового бизнеса.
АФК объединяет банки и факторинговые компании с совокупным оборотом по факторингу около 700 млрд. рублей (данные на 01.01.2013 г.), члены АФК предоставляют факторинговые услуги более чем в 70 регионах России, а также в Республике Беларусь и Республике Казахстан. В числе участников АФК – Банк НФК, Промсвязьбанк, Металлинвестбанк, банк Петрокоммерц, компания Росбанк Факторинг, СДМ-Банк, компания ФакторРус, банк Возрождение, Русская факторинговая компания, Кредит Европа Банк, ЮниКредит Банк, компания ТрансКредитФакторинг, Роспромбанк, Белинвестбанк, компания ВТБ Факторинг.
АФК является членом Торгово-промышленной палаты РФ, партнером Ассоциации российских банков, входит в общественные советы при органах государственной власти и деловых объединениях в области финансов и торговли. Ассоциация факторинговых компаний открыта для вступления новых членов, а также для сотрудничества с отраслевыми ассоциациями, союзами и профессиональными объединениями.
_____________________________________________________________________________________________
Контакты для прессы:
Константин Корнеевец, (917)-594-41-22
Дмитрий Шевченко, (495) 728-13-77, (916)-655-68-16 info@asfact.ru