Сегодня, 28 апреля, президент Дмитрий Медведев завершает свой визит в Копенгаген, куда прибыл накануне. Повестка саммита, как и сама Дания, очень технологична и экологична: партнерство в модернизации, энергоэффективность, борьба с потеплением. Но, как любой диалог с Россией, без трубопроводов и углеводородов разговор не обойдется.
В Копенгагене Дмитрий Медведев недавно уже был: в декабре там прошел пафосный, но откровенно провальный саммит по борьбе с изменением климата. Теперь он приехал в Данию с государственным визитом, и эта поездка должна стать куда более результативной.
Как и в Норвегии, откуда президент прилетел накануне, его визит обставлен с атрибутами монархического пафоса: вчера вечером королевский прием в честь Дмитрия и Светланы Медведевых устраивала Ее Величество Маргрете II. Кстати, местная династия Глюксбургов когда-то довольно близко породнилась с домом Романовых.
Однако главные вопросы предстоит решать на утро после бала, и совсем не с королевой. Сегодня по итогам переговоров Дмитрий Медведев и датский премьер Ларс Расмуссен подпишут декларацию «Партнерство во имя модернизации». Точно так же называется и главная инициатива в отношениях Москвы с Брюсселем, но какой-то конкретикой она наполнится не раньше саммита Россия — ЕС в Ростове, намеченного на конец мая.
Российско-датское «Партнерство» должно стать шагом на пути к этой программе и прояснить ее очертания. Конкретные области, где датчане могли бы нам помочь с модернизацией, — энергосбережение и новая энергетика, медицинская промышленность, фармацевтика и сельское хозяйство, перечисляет помощник президента Сергей Приходько.
Самой модной темой в отношениях России со Скандинавией становится энергоэффективность. Сегодня Минэнерго подпишет с датчанами меморандум о сотрудничестве в этой области, аналогичный тому, что на этой неделе был подписан с норвежцами, а в марте — со шведами. Но как бы россияне ни пытались соответствовать продвинутым трендам, главными темами диалога с Москвой каждый раз оказываются нефть и газ. Во-первых, в Копенгагене обсудят вопросы, связанные с проектом Nord Streаm. Как отмечают в Кремле, Дания — одна из первых балтийских стран, которая дала разрешение на его строительство. И теперь всегда сможет за это что-нибудь потребовать, добавляют эксперты. Например, поддержки своих «климатических» инициатив.
Во-вторых, как и с норвежцами, г-н Медведев обсудит в Дании «взаимодействие на Севере», что в переводе с дипломатического языка означает раздел арктического шельфа с его месторождениями. Два года назад страны «арктической пятерки» (Россия, США, Канада, Норвегия и Дания) уже решили не подпускать к этому разделу посторонних, а в этом году опять попытаются поделить шельф между собой.
И хотя к таянию ледников (а значит, доступу к месторождениям) ведет ненавистное датчанам глобальное потепление, они настойчиво продолжают с ним бороться. Для политика съездить в Копенгаген и не обсудить climate change — все равно что для туриста не сфотографироваться у памятника Русалочке, так что Дмитрий Медведев от этой темы не уйдет.
Более того, сегодня они с Ларсом Расмуссеном подпишут договор о содействии в реализации проектов в соответствии со статьей 6 Киотского протокола. «Из-за промышленного обвала в 90-х Россия с легкостью выполняет киотские требования, не выбирая своих квот, — отмечает Дмитрий Абзалов из Центра политической конъюнктуры. — Так что Москве выгодно разыгрывать эту карту, заручаясь поддержкой Дании в других вопросах».
Насколько это поможет климату Земли, остается только гадать. Зато политический климат между Москвой и Копенгагеном уж наверняка станет теплее.
Источник: РБК Daily.