
Надгробие Аракчееву в селе Грузино. Рисунок. Экспонат Государственного Исторического Музея.
Земной путь рано или поздно он кончается. Каждый по-своему готовится к концу. Кто-то копит деньги на похороны. А кто-то заранее готовит себе памятник. Знаменитый царский военный министр Алексей Аракчеев, например, ещё при жизни заказал себе памятник. И хранил его в своём имении в селе Грузино Новгородской губернии. Ему в 1799 году царь Павел Первый даровал графский титул. Тогда-то Аракчеев выбрал себе графский девиз: "Без лести предан", разумеется, императору. И на памятнике были высечены слова этого девиза.
Многие современники шутили, говорили, что бес лести предан. Даже Александр Пушкин разразился минимум одной эпиграммой на этот счет. За что, как сказывают (но это не доказано) и был отправлен в южную ссылку.
Сегодня надгробные памятники это не просто обелиски. Часто они являются произведениями искусства.
Когда мы смотрит документальные фильмы о людях знаменитых, неординарных, то нередко интервью у их потомков берётся на фоне таких памятников. Так, в 90-годы прошлого века один тележурналист делал фильм о Петре Аркадьевиче Столыпине. И записал интервью с его внуком на фоне надгробного памятника П. А. Столыпину в Киеве. Как известно, именно в этом городе в сентябре 1911 года и был убит этот великий русский государственный деятель. Там и был похоронен.
Или вот совсем недавно в Красноярске состоялась премьера документального фильма Андрея Гришакова "По следам Алексея Черкасова". Как известно, Алексей Черкасов был самым читаемым писателем страны в 1960-1980-х годах. Общий тираж его изданных книг составил 15 млн экземпляров. В основу фильма легли два сюжета. Первый -- фрагменты спектакля "Лиловый сад" в постановке Минусинского драмтеатра о его любви с будущей женой, а потом и соавтором Полиной Москвитиной. Второй же сюжет – это интервью его дочери Натальи на фоне памятника её родителям на кладбище в Симферополе.
Словом, когда встает вопрос о создании памятника усопшему нужно думать и об этом, публичном значении надгробных обелисков и изваяний.
Рынок надгробных памятников в России сегодня – это уже не конгломерат локальных рынков. Налицо явная и устойчивая тенденция к его сетевизации, когда, с одной стороны, крупные и наиболее успешные его игроки формируют сеть филиалов по всей стране, а с другой стороны, благодаря цифровым технологиям расширяются возможности по заказу памятников, не выходя из дома, буквально из любой местности России.
Благодаря наличию таких сетей нетрудно заказать, к примеру, памятник в великом новгороде, столице когда-то Новгородской губернии, где находилось имение А.А. Аракчеева, а теперь одноименной области. Но если во времена Аракчеева дворяне, то есть люди обеспеченные, заказывали памятники в основном из мрамора, то теперь наибольшим спросом пользуются памятники из гранита. Причина этого явления проста. Гранит тверже и долговечнее мрамора. Что позволяет производителям определять гарантийный срок сохранности памятников из него без малого в 25 лет. Во времена Аракчеева делать гравировки на граните было делом архитрудным. Сейчас же современные камнерезные устройства позволяют сравнительно легко делать горельефы и барельефы на граните.
О том, сколько стоит памятник, легко выяснить на сайтах их производителей. Вместе с тем, сетевые компании, специализирующиеся на этом виде бизнеса, имеют возможности за счет эффекта масштаба предлагать свои услуги по ценам более конкурентным, чем локальные игроки.

