Классовская Мария Ивановна
старший преподаватель кафедры «Экономическая теория, экономика и менеджмент»,
Государственный морской университет, г. Новороссийск, Россия E-mail: mariaklass@mail.ru
Klassovskaya Maria Ivanovna
senior lecturer of the department of economic theory, economics and management,
Admiral Ushakov Maritime State University,
Novorossiysk, Russia
В статье рассматривается необходимость внедрения цифровых технологий в бизнес-процессы предприятий логистического сервиса на морском транспорте. Установлены показатели и компоненты качественного логистического сервиса. Определены бизнес-процессы логистического сервиса. Выявлены проблемы, препятствующие цифровизации предприятий логистического сервиса на морском транспорте.
Ключевые слова: бизнес-процессы, логистический сервис, морской транспорт, цифровые технологии
The article considers the need to implement digital technologies in business processes of logistics service enterprises in maritime transport. The indicators and components of high-quality logistics service are established. The business processes of logistics service are defined. The problems that hinder the digitalization of logistics service enterprises in maritime transport are identified.
Key words: business processes, logistics services, maritime transport, digital technologies
Цифровизация бизнес-процессов проникает во все отрасли экономики, в т. ч. и в транспортно-логистический сектор. На морском транспорте существует множество перспективных направлений для внедрения цифровых технологий. Например, повышение эффективности управления безопасностью судов в пределах акватории морских портов, снижение простоев во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ за счет роста производительности труда. Конечно же, одним из важных направлений цифровизации деятельности морского транспорта является повышение уровня логистического сервиса - структурного
кластера в составе транспортного комплекса, который обеспечивает оказание услуг по доставке грузов на склады получателей.
Внедрение цифровых технологий в деятельность по оказанию логистического сервиса на морском транспорте способствует формированию более гибкой и устойчивой системы управления транспортными процессами, что позволяет ей адаптироваться под клиентские требования, рыночную конъюнктуру и изменения геополитической обстановки [1]. Логистический сервис является тем фактором, который обуславливает высокий прирост результативности общественного производства, играя роль локомотива экономического роста [2]. Показателями эффективного логистического сервиса являются сохранность груза в процессе доставки и ее своевременность. Для этого потребитель обязан обеспечить заинтересованные стороны всей необходимой информацией, что чаще всего закрепляется документально, например, в договоре транспортной экспедиции. Таким образом, можно сделать вывод, что в целях повышения результативности логистического сервиса необходима общая цифровая среда для всех участников цепи поставок.
Качество логистического сервиса складывается из следующих компонентов: развитая сеть логистических центров; комплексность оказываемых услуг; реализация концепции «точно в срок»; высокая скорость реакции на претензии клиентов; использование механизма «единое окно»; наличие программ лояльности для клиентов компании; обеспечение непрерывного мониторинга всех бизнес-процессов.
Логистический сервис предусматривает выполнение следующих бизнес- процессов: перевозка грузов, экспедиторское, юридическое и финансовое сопровождение, таможенное оформление, техническое обслуживание подвижного состава, сортировка, упаковка, маркировка и др.
Бизнес-процессы предприятий логистического сервиса на морском транспорте, связанные с обслуживанием клиентов и в которых возможно применение цифровых технологий, представлены следующими:
1) бронирование ячейки на судне-контейнеровозе;
2) заключение договоров на перевозку морским транспортом;
3) аренда транспортного оборудования;
4) отслеживание грузов во время морского рейса.
Частью логистического сервиса являются и бизнес-процессы на уровне взаимоотношений «бизнес - государство». Владельцами бизнес-процессов здесь могут выступать стивидорные и экспедиторские компании, органы государственной власти: Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и т.д. Взаимодействие вышеперечисленных организаций в цифровом поле возможно при помощи использования платформ, например, так можно оформить пропуск водителя автомобильного транспорта на грузовой терминал, отправить ФТС на рассмотрение поручение на отгрузку экспортных грузов. Такой функционал заложен в цифровую платформу ООО «ДелоТех» (ранее ООО «Ролис»), с которой работает Контейнерный терминал «НУТЭП», расположенный в Новороссийске. Для упрощения
таможенного декларирования в Таможенных управлениях были созданы Центры электронного декларирования.
Разберем основные сложности, препятствующие внедрению цифровых технологий в деятельность морского транспорта. После событий 2022 г. подключение участников логистической цепочки доставки грузов морем к некоторым цифровым сервисам зарубежных компаний стало невозможным [3], что обусловило необходимость разработки отечественных программных продуктов.
А для некоторых владельцев бизнес-процессов в области логистического сервиса на морском транспорте и вовсе пока не существует специализированных цифровых платформ. Для эффективной экспедиторской деятельности требуется сервис, где будут храниться транспортные накладные, сертификаты о происхождении товара, паспорта безопасности для некоторых категорий грузов и др.
Для повышения безопасности такие системы должны работать с применением блокчейн-технологий, т.е. каждому документу будет присвоен уникальный идентификатор, настроен персональный доступ к загрузке, просмотру и редактированию информации при помощи цифровых ключей и электронных подписей, предоставлена возможность просматривать время и автора изменений.
При совершенствовании логистического сервиса на морском транспорте необходимо учитывать, что в силу географических факторов он не может существовать отдельно от других видов транспорта, т.к. является участником мультимодальной перевозки. Соответственно, морской транспорт должен быть включен в цифровую экосистему страны. В этих целях государство уже предпринимает некоторые меры. Например, в 2024 г. было объявлено о проведении эксперимента по созданию Национальной цифровой транспортнологистической платформы, участниками которого в том числе станут владельцы инфраструктуры морского транспорта и экспедиторские компании.
Для работы платформы требуется сформированное правовое регулирование всех электронных транспортных документов. На морском транспорте договором морской перевозки выступает коносамент в линейном судоходстве и чартер – в трамповом. Стоит отметить временной разрыв по внесению поправок касательно электронных коносаментов в международные морские документы и российские. Если Международный морской комитет разработал Правила для электронных коносаментов в 1990 г. [4], то поправки в Кодекс торгового мореплавания были внесены лишь в 2023 г.
Еще одной проблемой является неготовность объектов инфраструктуры к внедрению цифровых технологий. Не во всех морских портах есть доступ к высокоскоростному интернету, что влияет на время обработки информации цифровыми устройствами и программным обеспечением. Также стоит учитывать необходимость обновления оргтехники для возможности работы с более современным и требовательным программным обеспечением. Если говорить про логистический сервис, то проблемы с доступом клиента в личный кабинет на сайте предприятия или же вовсе его отсутствие может снизить лояльность потребителя логистической услуги.
Развитию информационных технологий всегда сопутствует проблема обеспечения кибербезопасности. Например, если морской порт будет полностью цифровизован, то при заражении вирусом одного компьютера может пострадать вся сеть. Также следует учитывать повышение рисков утечки информации при росте уровня цифровизации предприятия морского транспорта. Эта проблема затрагивает и логистический сервис: существует возможность утечки персональных данных клиента.
Конечно же, при внедрении новых технологий в деятельность предприятия, оказывающего логистический сервис на морском транспорте, необходимо осознавать потребность персонала в повышении квалификации. Следует развивать навыки компьютерной грамотности сотрудников, учить их новым способам коммуникации с клиентами, обеспечивать круглосуточную связь с заказчиками в режиме онлайн.
Также остро стоит вопрос оценки качества логистического сервиса на морском транспорте. В настоящее время отсутствует общепринятый критерий оценки качества логистического сервиса [5]. К тому же, исследователями не учитывается необходимость включения в показатели оценки индикаторов, оценивающих уровень внедрения цифровых технологий.
Таким образом, можно сделать вывод, что цифровизации бизнес- процессов предприятий логистического сервиса на морском транспорте препятствуют вышеуказанные проблемы, часть из которых должна решаться на государственном уровне, а часть – владельцами объектов инфраструктуры.
1. Русин, Р. А. Цифровизация современных технологий работы транспортных узлов и терминалов Приморского края // Актуальные проблемы развития судоходства и транспорта: мат-лы III Нац. науч.-техн. конф. с междунар. участием, Владивосток, 20-21 ноября 2024 г. – Владивосток: Дальневосточный гос технический рыбохозяйственный ун-т, 2024. – С. 171– 175.
2. Аманкулов, М. А. Развитие логистических сервисов международных перевозок в Кыргызской Республике: теоретические и методические аспекты / М. А. Аманкулов, К. А. Ажекбаров, Т. К. Камчыбеков // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2022. – Т. 21, № 3. – С. 31-39. – DOI: 10.24182/2073-6258-2022-21-3-31-39.
3. Дудин, В. С. Проблемы и перспективы цифровой трансформации транспортнологистической системы России // Современная экономика: проблемы и решения. – 2024. – № 8(176). – С. 8-26. – DOI 10.17308/meps/2078-9017/2024/8/8-26.
4. Дудин, В. С. Проблемы цифровизации документооборота в современных транспортно-логистических системах // Региональное развитие: экономика и социум. Взгляд молодых исследователей: мат-лы симпозиума XVIII (L) Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, приуроченной к 50-летию КемГУ, Кемерово, 25–26 апреля 2023 г. Вып. 24. – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2023. – С. 135–139.
5. Титова, Е. С. Методы повышения качества логистического сервиса ОАО РЖД // Academy. – 2018. – № 12(39). – С. 40-43.
Логистика – Евразийский мост 2025