Жендарева Елена Сергеевна
Доцент, к.э.н., доцент, Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия E-mail: e.s.zhendareva@nsawt.ru
Кадникова Елена Сергеевна
Старший преподаватель, Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия E-mail: Kadnikova.e@mail.ru
Optimizing the Ship Loading Plan –
The Key to Efficient Logistics Management
Zhendareva Elena Sergeevna
Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Siberian State University of Water Transport,
Novosibirsk, Russia
Kadnikova Elena Sergeevna
Senior Lecturer,
Siberian State University of Water Transport,
Novosibirsk, Russia
В статье выполнен обзор методов и способов разработки оптимального плана загрузки судна, в том числе с применением специализированного программного обеспечения. Описан алгоритм составления плана загрузки судна с помощью российского программного продукта Garpix Load System. Отмечается, что качественное решение задач по составлению оптимального плана загрузки судна позволит логистическим компаниям повысить эффективность перевозок водным транспортом.
Ключевые слова: водный транспорт, план загрузки судна, методы оптимизации плана загрузки судна
The article provides an overview of methods and methods for developing an optimal ship loading plan, including using specialized software. An algorithm for drawing up a ship loading plan using the Russian software product Garpix Load System is described. It is noted that a high-quality solution to the tasks of drawing up an optimal ship loading plan will allow logistics companies to increase the efficiency of water transport.
Key words: water transport, ship loading plan, ship loading plan optimization methods
Транспортно-логистические системы с участием водного транспорта являются наиболее сложными с организационной точки зрения. Например, внутренний водный транспорт – это важное звено в логистических цепях поставок грузов в регионах со слаборазвитыми сетями сухопутных видов транспорта и в районах Крайнего Севера. Одной из важных задач, с которой сталкиваются логистические компании при планировании перевозок, является оптимизация плана загрузки судов, а именно – определение оптимального способа размещения грузов на судне для обеспечения максимальной загрузки, безопасности плавания и минимизации затрат на транспортировку. Качественное её решение позволит перевозчикам повысить эффективность перевозок и снизить транспортные издержки.
При составлении плана загрузки судна необходимо учитывать одновременно множество факторов, в частности:
– тип и размеры судна, т. к. различные типы судов (контейнеровозы, танкеры, сухогрузы) требуют разных подходов к решению задачи размещения груза на судне. Например, для контейнеровоза важно учитывать размеры различных типов универсальных и специализированных контейнеров, в то время как для танкера первостепенное влияние имеют такие параметры грузов как плотность, вязкость, взрывоопасность и т. п.;
– характеристики грузов, поскольку грузы, которые требуют особых условий транспортировки, должны быть размещены на судне с соблюдением условий и правил перевозки грузов, например, подвижность нефтепродуктов определяется их вязкостью. При увеличении температуры вязкость нефтепродуктов снижается, что приводит к увеличению их текучести [1];
– ограничения по максимально допустимой осадке судна по условиям плавания;
– соблюдение норм предельной нагрузки на 1 кв. м палубы судна;
– равномерность распределения груза на судне с учетом обеспечения его плавучести и остойчивости для безопасной эксплуатации судна;
– маршрут следования судна, поскольку грузы, следующие в порты, расположенные ближе по маршруту, должны загружаться в последнюю очередь, чтобы иметь возможность выгрузить их в первую очередь и наоборот.
Для оптимизации плана загрузки судна могут применяться традиционный метод «ручного» планирования, а также методы, основанные на использовании специализированного программного обеспечения.
Составление плана загрузки «вручную», как правило, основывается на опыте специалистов, и подходит для судоходных компаний с небольшим объемом грузоперевозок. Он является весьма трудоёмким и подвержен ошибкам, требует тщательного анализа характеристик грузов, учета последовательности погрузки/выгрузки и других факторов.
Использование специализированного программного обеспечения, а именно современных систем управления загрузкой судна основанных на применении методов имитационного моделирования, позволяет с помощью специальных алгоритмов быстро создавать оптимальные планы загрузки. Такие системы
([2], Load Planner [3] и др.) принимают во внимание всю совокупность факторов, таких как масса, габариты и хрупкость грузов, а также предпочтительные условия для их перевозки (например, температура или влажность).
Стоит отметить, что объем мирового рынка искусственного интеллекта в сфере транспорта в 2024 году оценивается в 4,50 млрд долларов США и, по прогнозам экспертов к 2034 году может достичь 34,83 млрд долларов США, увеличиваясь в среднем на 22,7% ежегодно (рис. 1) [3]. Это свидетельствует об очевидной тенденции ухода от «ручного» планирования в сфере оптимизации планирования загрузки судов.
Рисунок 1 – Прогноз объема рынка искусственного интеллекта на транспорте, млрд долларов США
Остановимся чуть подробнее на продукте отечественного производства – системе «умного» планирования грузового пространства Garpix Load System, разработчиком которой является отечественная IT-компания “Garpix” (г. Иваново). Одним из активных пользователей данной системы является Владивостокский морской торговый порт. Данная среда позволяет моделировать размещение груза в любом пространстве, начиная от одной паллеты и заканчивая складом или судном.
Пример создания проекта загрузки европаллета 25 коробками растительного масла приведен на рисунке 2.
В результате система выдает готовую модель транспортного пакета (в рассматриваемой ситуации), либо план размещения груза в грузовом помещении транспортного средства или контейнера. Также приводятся сведения об имеющемся резерве размещения груза на паллете, в контейнере, в трюме и т.д., а также данные о количестве груза, размерах грузового места или штабеля с грузом, занятости пространства, использовании грузовместимости и грузоподъёмности перевозочных средств (см. рис. 3).
В заключении следует отметить, что разработка оптимального плана загрузки судна с помощью специализированного программного обеспечения позволяет логистическим компаниям снизить транспортные издержки, ускорить перегрузочные и складские процессы, что в свою очередь позволит повысить экономическую эффективность перевозок, увеличить пропускную способность корреспондирующих портов, повысить провозную способность флота и безопасность транспортного процесса.
1. Боровская, Ю. С. Наливные грузы – характеристика, условия перевозки, перегрузки и хранения / Ю. С. Боровская, Г. Ж. Игликова // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. – 2024. – № 2. – С. 31–35. – EDN OJDOEP.
2. Планировщик грузового пространства онлайн // Планировщик грузового пространства онлайн. – URL: https://glsystem.net (дата обращения: 24.03.2025).
3. LoadPlanner CAD // LoadPlanner. – URL: https://www.loadplanner.dk/ (дата обращения: 01.04.2025).
4. Artificial Intelligence in Transportation Market Size, Share, and Trends 2024 to 2034 // precedence logo. – URL: https://www.precedenceresearch.com/artificial-intelligence-in-
transportation-market (дата обращения: 04.04.2025).
Логистика – Евразийский мост 2025