Григорьев Михаил Николаевич к.т.н., профессор, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова» г. Санкт-Петербург, Россия E-mail: grigorievmn@ya.ru
Уваров Сергей Алексеевич д.э.н., профессор, профессор
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия E-mail: s_uvarov@mail.ru
The international transit airspace of Siberia and the Far East potential
in overcoming illegal logistical sanctions
Grigoriev Mikhail Nikolaevich
Candidate of Technical Sciences, Professor, Baltic State Technical University "Voenmeh" D.F. Ustinov
Saint-Petersburg, Russia
Uvarov Sergey Alekseevich
Doctor of Economics, Professor, Professor St. Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, Russia
В работе анализируются с логистических позиций вопросы, связанные с практическим использованием транзитного потенциала воздушного пространства Сибири и Дальнего Востока в деле преодоления незаконных санкций недружественных государств. Отмечается особая роль в этом Красноярского края и прежде всего аэропорта Игарка. Предлагается создать там свободную экономическую зону, опираясь на уже реализуемые проекты.
Ключевые слова: Арктика, логистика, транзит, воздушные перевозки, Красноярский край, Игарка.
The paper analyzes from a logistical perspective the issues related to the practical use of the transit potential of the airspace of Siberia and the Far East in overcoming the illegal sanctions of unfriendly states. The special role of the Krasnoyarsk Territory and, above all, Igarka Airport in this is noted. It is proposed to create a free economic zone there, based on the projects already being implemented.
Keywords: Arctic, logistics, transit, air transportation, Krasnoyarsk Territory, Igarka.
Президент России В.В.Путин, выступая 27 марта 2025 г. в Мурманске на Международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога», проходившем под девизом «На Севере - жить!», ориентировал правительство на то, что «аэропорты Крайнего Севера, особенно малые, нуждаются в обновлении. В ближайшие годы в рамках профильного национального проекта модернизируем 16 аэродромов Арктической зоны, в том числе в Салехарде, Архангельске, Нарьян-Маре и Воркуте» [1].
СССР был первой в мире страной, которая озаботилась использованием транзитного потенциала воздушного пространства Арктики для трансконтинентальных перелетов [2]. РФ вернулась к коммерческому использованию транзитного потенциала воздушного пространства советской Арктики в конце XX века. Администрация Красноярского края совместно с предприятиями Железногорска поддержала в середине 1990-х гг. идею гражданских летчиков о проработке авиатрасс из Северной Америки в Юго-Восточную Азию (ЮВА) через Северный полюс с использованием спутниковых технологий [3].
В 1998 г. были разработаны четыре варианта транзитных кроссполярных маршрутов (КПМ):
- вариант Polar-1 (ABERI, 87N032W) предназначался для выполнения полетов между центральной частью США и аэродромами Индии и Пакистана. При этом, значительная часть полета проходила над Красноярским и Алтайским краями;
- вариант Polar-2 (DEVID, 89N168W) предназначался для выполнения полетов между центральной и восточной частью США и такими странами ЮгоВосточной Азии как Кампучия, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Индонезия. При этом значительная часть полета проходила над Красноярским краем, Иркутская областью и Бурятией;
- вариант Polar-3 (RAMEL, 30N168W) предназначался для выполнения полетов между центральной и восточной частью США и такими странами и территориями, как собственно КНР, Специальный административный район КНР Гонконг, провинцией КНР Тайванем, позиционирующей себя как Китайская Республика со столицей в Тайбэе, Филиппинами. При этом, значительная часть полета проходила над Республикой Саха (Якутия), а также Читинской и Амурской областями;
- вариант Polar-4 (ORVIT, 79N168W) предназначался для выполнения полетов между центральной и восточной частью США и такими странами и территориями, как собственно КНР, Специальный административный район КНР Гонконг, провинцией КНР Тайванем, позиционирующей себя как Китайская Республика со столицей в Тайбэе, Южная Корея, южная часть Японии. При этом значительная часть полета проходила над Республикой Саха (Якутия), а также Читинской и Амурской областями [4].
Российская активность в открытии неба над Арктикой и Сибирью предполагала, что зарубежные авиационные компании будут делать промежуточные посадки на территории РФ. Однако этого не случилось. Нашей стране пришлось довольствоваться исключительно аэронавигационными сборами, и редкими платежами, связанными с обслуживанием транзитных воздушных судов, выполнивших срочные посадки на российской территории по различным причинам, например, внезапно ухудшившееся состояние здоровья пассажира [5].
Это естественно, составляло малую часть от возможных доходов за обслуживание и заправку 1000 зарубежных бортов в месяц, а российская активность в открытии неба над Арктикой и Сибирью предполагала, что зарубежные авиационные компании будут делать промежуточные посадки на территории РФ.
В значительной мере этот посыл основывался на уверенности, что зарубежные авиаперевозчики не смогут мобилизовать необходимое для КПМ число дальне магистральных самолетов с других направлений, а зарубежная авиационная промышленность затруднится их дополнительно изготовить.
Кроме того, считалось, что обеспечить приемлемый комфорт для пассажира на протяжении полета более 7 часов не удастся или будет коммерчески не выгодно и тогда потенциальные пассажиры проголосуют ногами. Возможно, в расчет было принято мнение, что неподготовленный человек не может без последующих негативных воспоминаний переносить стресс более 5 часов. Формирование стресса он связывал с созерцанием под крылом самолета бескрайних морских ледяных просторов, где вынужденная посадка современного лайнера принципиально невозможна.
Таким образом, обязательная посадка в соглашение не была внесена в основном под давлением западной стороны, которая не без основания отмечала значительное количество дней с нелетной погодой в районе основных сибирских аэропортов. Однако лица, принимающие решение в Москве, не обратили внимание оппонентов на широко известный в отечественных и зарубежных профессиональных авиационных кругах факт того, что в Красноярском крае есть уникальный аэропорт Игарка, который годами не закрывается по метеоусловиям [6].
В 2022 году после известных событий США, Великобритания, а затем страны ЕС и их союзники закрыли для России свое воздушное пространство и получили симметричный ответ.
Сегодня в мире нарастает экономическая и политическая турбулентность, что с большой вероятностью повысит стоимость воздушных перевозок. Это без сомнения обострит конкуренцию среди авиаперевозчиков и заставит их вспомнить об КПМ, которые значительно экономичнее ныне действующих.
Демонстрируя добрую волю, по нашему мнению, можно предложить недружественным государствам КПМ обязательную посадку в аэропорту Игарка, с заправкой и обслуживанием.
Компании, согласившиеся на этот вариант, получат дополнительное преимущество в конкурентной борьбе, поскольку смогут поставить на КПМ средне магистральные самолеты, стоимость и эксплуатационные расходы которых значительно ниже, чем у ныне используемых дальне магистральных бортов. Сокращение более, чем на целую четверть трассы полета воспримут с благодарностью не только владельцы авиакомпаний, но и пассажиры, которые будут
получать меньшие дозы облучения [7], а также, при хорошей организации, смогут познакомиться с ландшафтами российского Севера. На развитие туризма в районах Крайнего Севера обратил внимание в своей речи на форуме В.В.Путин.
Кстати, со временем аэропорт Игарка мог бы превратиться в авиационный хаб, обслуживающий как отечественные, так и зарубежные рейсы. Он также прекрасно подходит для реализации материально-технического обеспечения Крайнего Севера с помощью БЛА [8, 9].
Интересной особенностью аэропорт Игарка является то, что он расположен на острове. Этот остров при взгляде сверху имеет форму неправильного овала размером 7 х 4 км, внешняя выпуклость которого обращена к ближайшему берегу Енисея и отделена от него протокой длиной в 11 км. Интересным ее свойством является глубина до 9 м и слабое течение. Таким образом, гостиничный фонд, и соответствующую инфраструктуру для развития аэропорт Игарка можно формировать за счет плавучих средств, построенных вверх по течению Енисея, например, в Красноярске или привести по СМП. Напомним, что в советском прошлом Игарка, расположенная в 685 км от устья Енисея была крупнейшим морским портом. Слабое течение даже в период ледохода гарантирует безопасность плавучих средств от навала льдин в протоке.
На острове есть природные участки вполне подходящие для рекреации пассажиров и туристов. Природные условия позволяли там в советские годы с помощью примитивных парников выращивать местные овощи.
Ванкорское нефтегазовое месторождение, которое находится на расстоянии 140 км на запад от города Игарки, может стать ресурсной базой для плавучего модульного НПЗ, ориентированного на обеспечение авиационным горючим аэропорта Игарка, а также поставщиком топлива для окружающих районов [10]. Таким образом, стоимость авиационного топлива в аэропорту Игарка может оказаться ниже среднемировой, что станет важным стимулом для зарубежных и отечественных перевозчиков совершать посадку и заправку в Игарке. В идеале, следует рассмотреть целесообразность создания в Игарке свободной экономической зоны, ориентированной на обслуживание самолетов и пассажиров, следующих КПМ, рассматривая в качестве живого примера Сингапур, также размещенный на острове и достигший первичного экономического благополучия через обслуживание морского транзита. Вторым обстоятельством, способным поддержать создание свободной экономической зоны в Игарке, является развитие круглогодичного движения по СМП. При реализации его на практике встает очевидная трудность в виде речного льда, сковывающего Енисей значительную часть года, однако, сегодня это вопрос времени и финансирования, что является вполне преодолимым.
Высказанные идеи вполне коррелируются со словами В.В.Путина, произнесенные им на Форуме в Мурманске и касающимися мастер-планов для агломераций Арктической зоны. Там были упомянуты не только крупные города, такие как Архангельск и Мурманск, но также Игарка и Диксон в Красноярском крае [1].
Подводя итог сказанному, можно отметить, что наша страна обладает возможностями для эффективного использования транзитного потенциала воздушного пространства Российской Арктики. В значительной мере это обстоятельство связано с уникальными эксплуатационными характеристиками аэропорта Игарка. В настоящее время складываются необходимые внешние и внутренние условия для того, чтобы воплотить эти возможности в жизнь за счет синергетической реализации профильного национального проекта модернизации аэродромов Арктической зоны и мастер-планов для агломераций Арктической зоны.
1. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/76554 (дата обращения: 30.03.2025).
2. Baydukova N.V., Grigoriev M.N., Mihalchevskiy Yu.Y., Uvarov S.A. Innovative Transport And Logistics Schemes In The Arctic Zone Of Russia As Development Drivers Of The World Economy // Atlantis Highlights in Computer Sciences. Proceedings of the International Conference on Digital Technologies in Logistics and Infrastructure (ICDTLI 2019). – 2019. – С. 126– 130.
3. Охочинский М.Н., Человьян Д.В. Экономико-логистический анализ инновационных подходов к коммерческому освоению космоса // Шестые Уткинские чтения. Труды международной научно-технической конференции. – 2014. – С. 417–433.
4. Строков Д.Е. Актуальность использования трансполярных воздушных трасс // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. – № 9. – С. 234–235.
5. Головин И.С. Искусственный интеллект в беспилотных летательных аппаратах: перспективный инструмент развития логистики // Транспорт и логистика устойчивого развития территорий, бизнеса, государства (драйверы роста, тренды и барьеры): материалы III Международной научно-практической конференции. – М., 2025. – С. 92–95.
6. Замятина Н.Ю., Павлинов П.С. Игарка // Знания. – 2022. – № 11.
7. Морозова М.А., Лапшин В.Б., Доренский С.В., Дозиметрия при авиаперелётах // Гелиогеофизические исследования. – 2014. – № 10. – С. 45–92.
8. Григорьев М.Н., Максимцев И.А., Уваров С.А. Перспективы российско-китайского сотрудничества в системе материально-технического обеспечения районов Крайнего Севера РФ // Экономика и управление. – 2022. – Т. 28, № 10. – С. 985–994.
9. Григорьев М.Н., Максимцев И.А., Уваров С.А. Инновационно-логистический подход к организации оперативного материально-технического обеспечения труднодоступных районов Крайнего Севера Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2022. – № 2 (134). – С. 62–67.
10. Щербанин Ю.А., Бойко Д.С. Современное состояние системы снабжения авиатопливом аэропортов Российской Федерации // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2022. – № 8 (212). – С. 29–38.
Логистика – Евразийский мост 2025