Регион: Выбрать регион
Сейчас: 17 августа 21:39:29
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Логистические каркасные решения для повышения эффективности эксплуатации автомобильного транспорта в регионах

Глушкова Юлия Олеговна

к.э.н., доцент кафедры

Производственный менеджмент, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

г. Саратов, Россия

E-mail: balomasova@mail.ru

Logistic framework solutions for improving the efficiency of road transport
operation in the regions

Glushkova Yulia Olegovna

PhD (Economics), Associate Professor,

Production management Department,

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov,

Saratov, Russia

Развитие региональных транспортных систем требует внедрения инно­вационных логистических подходов, среди которых каркасные решения зани­мают ключевое место. В данной статье рассматривается концепция логи­стического каркаса как инструмента повышения эффективности использова­ния автомобильного транспорта. Приводятся сравнительные данные по эф­фективности эксплуатации в разных федеральных округах, анализируются структурные элементы логистических систем, обосновывается необходи­мость адаптации решений под территориальные особенности.

Ключевые слова: логистика, логистический каркас, транспортная сис­тема, автомобильный транспорт, региональная инфраструктура, эффектив­ность перевозок, транспортная логистика, оптимизация маршрутов

The development of regional transport systems requires the introduction of in­novative logistics approaches, among which frame solutions occupy a key place. This article discusses the concept of a logistics framework as a tool for improving the effi­ciency of using road transport. Comparative data on operational efficiency in differ­ent federal districts are presented, structural elements of logistics systems are ana­lyzed, and the need to adapt solutions to territorial features is substantiated.

Keywords: logistics, logistics framework, transport system, road transport, re­gional infrastructure, transportation efficiency, transport logistics, route optimization

Автомобильный транспорт продолжает играть ключевую роль в обеспе­чении грузовых и пассажирских перевозок на региональном уровне в России. Его универсальность, мобильность и относительная доступность делают авто-

транспорт незаменимым в условиях территориальной протяжённости и разно­образия географических условий страны. Однако, несмотря на эти преимущест­ва, в последние годы всё острее проявляются системные проблемы, сдержи­вающие развитие транспортной инфраструктуры [2, c. 126].

Среди них – высокая степень территориальной разобщённости, значи­тельный износ дорожной сети, ограниченность пропускной способности и не­достаточное развитие логистических узлов в удалённых и периферийных ре­гионах.

Особенно остро эти проблемы ощущаются в условиях ускоренной урба­низации, роста объемов электронной коммерции и необходимости оперативно­го перемещения продукции между промышленными, аграрными и торговыми центрами [4, c. 119–122].

Современные вызовы – от международных санкций до внутренней необ­ходимости импортозамещения – требуют пересмотра подходов к организации транспортно-логистических процессов.

В этом контексте логистические каркасные решения (ЛКР) выступают как инновационный и стратегически важный инструмент модернизации регио­нальных логистических систем. ЛКР представляют собой системный подход, основанный на проектировании устойчивой пространственной структуры, включающей магистральные транспортные коридоры, опорные логистические центры и сеть распределительных маршрутов, объединённых единой информа­ционно-аналитической платформой. Такая структура позволяет создать логи­стический "скелет" региона, обеспечивающий не только равномерное распреде­ление транспортных потоков, но и устойчивую связь между центрами произ­водства, хранения и потребления ресурсов [1, c. 51–52].

Актуальность внедрения ЛКР обусловлена необходимостью:

     сокращения затрат на перевозки и техническое обслуживание автопарка;

     повышения логистической устойчивости в условиях внешнеэкономи­ческих и климатических рисков;

     оптимизации маршрутов с учётом специфики ландшафта и плотности населения;

     создания цифровой платформы управления логистикой в реальном времени.

Логистический каркас представляет собой сеть транспортных и логисти­ческих узлов, объединённых устойчивыми связями, обеспечивающими беспе­ребойное движение потоков. Основные элементы ЛКР включают:

     Магистральные коридоры – главные артерии грузоперевозок;

     Опорные логистические центры – узлы консолидации и перераспреде­ления;

     Информационная платформа – система мониторинга и управления по­токами;

     Поддерживающая инфраструктура – сервисные зоны, ремонтные базы, стоянки.

Интеграция этих элементов позволяет оптимизировать маршрутизацию, повысить уровень обслуживания и снизить издержки на каждом этапе логисти­ческой цепи [3].

Для подтверждения эффективности подхода были собраны данные из раз­личных федеральных округов России. Показатели эффективности оценивались по индексу использования транспортных ресурсов, учитывая такие параметры, как пробег без груза, среднее время доставки и эксплуатационные затраты.

Таблица 1 – Сравнение показателей эффективности (до и после внедрения ЛКР), %

Регион

Эффективность до ЛКР

Эффективность после ЛКР

Центральный

68

82

Приволжский

65

78

Уральский

63

76

Сибирский

60

74

Южный

62

77

 

Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что внедрение логистических каркасных решений во всех рассмотренных регионах привело к значительному росту показателей эффективности эксплуатации автомобильно­го транспорта. Наиболее выраженное улучшение наблюдается в Центральном федеральном округе, где эффективность выросла с 68 до 82 %, что обусловлено высокой плотностью логистической инфраструктуры. Остальные регионы так­же демонстрируют положительную динамику, что подтверждает универсаль­ность и адаптивность ЛКР как инструмента повышения логистической продук­тивности в различных территориальных условиях.

Для наглядной иллюстрации представленных в таблице 1 данных ниже приведён график 1, демонстрирующий изменения индекса эффективности экс­плуатации автомобильного транспорта до и после внедрения логистических каркасных решений. Визуальное сравнение позволяет легко проследить поло­жительную динамику в каждом из регионов и подтвердить практическую зна­чимость интеграции ЛКР в региональные логистические системы.

Рисунок наглядно демонстрирует рост эффективности после внедрения каркасных решений. Наибольшие улучшения отмечены в Центральном и Юж­ном регионах благодаря высокой плотности логистических узлов и развитой инфраструктуре.

Проведённый анализ и сравнительный обзор эффективности эксплуата­ции автомобильного транспорта в различных регионах Российской Федерации убедительно демонстрируют положительное влияние внедрения логистических каркасных решений (ЛКР) на качество функционирования транспортно­логистических систем. Создание логистического каркаса обеспечивает не толь­ко улучшение текущих показателей, таких как снижение пробега без груза, уве­личение оборачиваемости автотранспорта и уменьшение эксплуатационных расходов, но и формирует устойчивую основу для долгосрочного развития ре­гиональных логистических сетей [5, c. 16].

схема

Сравнение эксплуатации автотранспорта

до и после внедрения логистических каркасных решений

Среди ключевых выводов можно выделить следующее:

1.    Рост эффективности эксплуатации автотранспорта на 12–18 % в сред­нем по регионам подтверждает действенность ЛКР как практического инстру­мента логистической модернизации.

2.    Сокращение времени доставки и снижение логистических издержек напрямую влияет на конкурентоспособность региональных производителей и торговых сетей.

3.    Повышение плотности логистических узлов и интеграция регионов в единую транспортно-информационную сеть усиливают их экономические связи и логистическую связанность.

4.    Цифровизация логистических процессов, сопровождающая внедрение ЛКР, позволяет внедрять интеллектуальные транспортные системы (ITS), мо­ниторинг в режиме реального времени и адаптивное планирование маршрутов.

В то же время реализация ЛКР сталкивается с рядом перспективных на­правлений и вызовов, требующих комплексного подхода:

     Необходимость государственного и частного софинансирования: мо­дернизация инфраструктуры требует значительных капитальных вложений, особенно в регионах с низкой транспортной доступностью.

     Разработка и внедрение цифровых платформ для управления логисти­ческими потоками, включая использование искусственного интеллекта и тех­нологий больших данных.

     Подготовка специалистов нового поколения в сфере логистики, управ­ления транспортом и цифровых технологий.

     Адаптация каркасной логистической модели к условиям Крайнего Се­вера, горных районов, и труднодоступных территорий, с учётом климатических и природных ограничений.

Таким образом, ЛКР следует рассматривать не как разовую инициативу, а как долгосрочную стратегию формирования устойчивой, адаптивной и цифро­вой ориентированной логистической инфраструктуры. Только при системной реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях логисти­ческие каркасные решения смогут стать фундаментом для сбалансированного развития экономики, повышения мобильности населения и укрепления транс­портной безопасности страны.

Библиографический список

1.   Болгова, Е.В. Инфраструктурный каркас региона: роль в кластерной организации экономического пространства и стратегия развития / Е.В. Болгова, Ю.Е. Щелканова // Вест­ник СамГУПС. – 2011. – № 2 (12). – С. 51–59.

2.    Лукиных, В.Ф. Концепция логистического каркаса / В.Ф. Лукиных, Д.С. Малыгин / Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. – 2023. – № 2 (28). – C. 117–126. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-logisticheskogo-karkasa.

3.    Логистические решения для улучшения эффективности поставок. [Электронный ресурс]. – URL: https://abaturoff.by/articles/logisticheskie-resheniya-dlya-uluchsheniya- effektivnosti-postavok.

4.   Левкин Г.Г. Логистика : теория и практика / Г.Г. Левкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 221 с.

5.   Яковлева С.И. Каркасные модели в региональных схемах территориального пла­нирования // Псковский регионологический журнал. – 2013. – № 8. – C. 15–25.

Логистика – Евразийский мост 2025


Количество просмотров: 23
теги:
17.08.2025 10:04 | 2227блог автора

Еще публикации: