Глушкова Юлия Олеговна
к.э.н., доцент кафедры
Производственный менеджмент, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
г. Саратов, Россия
E-mail: balomasova@mail.ru
Logistic framework solutions for improving the efficiency of road transport
operation in the regions
Glushkova Yulia Olegovna
PhD (Economics), Associate Professor,
Production management Department,
Yuri Gagarin State Technical University of Saratov,
Saratov, Russia
Развитие региональных транспортных систем требует внедрения инновационных логистических подходов, среди которых каркасные решения занимают ключевое место. В данной статье рассматривается концепция логистического каркаса как инструмента повышения эффективности использования автомобильного транспорта. Приводятся сравнительные данные по эффективности эксплуатации в разных федеральных округах, анализируются структурные элементы логистических систем, обосновывается необходимость адаптации решений под территориальные особенности.
Ключевые слова: логистика, логистический каркас, транспортная система, автомобильный транспорт, региональная инфраструктура, эффективность перевозок, транспортная логистика, оптимизация маршрутов
The development of regional transport systems requires the introduction of innovative logistics approaches, among which frame solutions occupy a key place. This article discusses the concept of a logistics framework as a tool for improving the efficiency of using road transport. Comparative data on operational efficiency in different federal districts are presented, structural elements of logistics systems are analyzed, and the need to adapt solutions to territorial features is substantiated.
Keywords: logistics, logistics framework, transport system, road transport, regional infrastructure, transportation efficiency, transport logistics, route optimization
Автомобильный транспорт продолжает играть ключевую роль в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок на региональном уровне в России. Его универсальность, мобильность и относительная доступность делают авто-
транспорт незаменимым в условиях территориальной протяжённости и разнообразия географических условий страны. Однако, несмотря на эти преимущества, в последние годы всё острее проявляются системные проблемы, сдерживающие развитие транспортной инфраструктуры [2, c. 126].
Среди них – высокая степень территориальной разобщённости, значительный износ дорожной сети, ограниченность пропускной способности и недостаточное развитие логистических узлов в удалённых и периферийных регионах.
Особенно остро эти проблемы ощущаются в условиях ускоренной урбанизации, роста объемов электронной коммерции и необходимости оперативного перемещения продукции между промышленными, аграрными и торговыми центрами [4, c. 119–122].
Современные вызовы – от международных санкций до внутренней необходимости импортозамещения – требуют пересмотра подходов к организации транспортно-логистических процессов.
В этом контексте логистические каркасные решения (ЛКР) выступают как инновационный и стратегически важный инструмент модернизации региональных логистических систем. ЛКР представляют собой системный подход, основанный на проектировании устойчивой пространственной структуры, включающей магистральные транспортные коридоры, опорные логистические центры и сеть распределительных маршрутов, объединённых единой информационно-аналитической платформой. Такая структура позволяет создать логистический "скелет" региона, обеспечивающий не только равномерное распределение транспортных потоков, но и устойчивую связь между центрами производства, хранения и потребления ресурсов [1, c. 51–52].
Актуальность внедрения ЛКР обусловлена необходимостью:
• сокращения затрат на перевозки и техническое обслуживание автопарка;
• повышения логистической устойчивости в условиях внешнеэкономических и климатических рисков;
• оптимизации маршрутов с учётом специфики ландшафта и плотности населения;
• создания цифровой платформы управления логистикой в реальном времени.
Логистический каркас представляет собой сеть транспортных и логистических узлов, объединённых устойчивыми связями, обеспечивающими бесперебойное движение потоков. Основные элементы ЛКР включают:
• Магистральные коридоры – главные артерии грузоперевозок;
• Опорные логистические центры – узлы консолидации и перераспределения;
• Информационная платформа – система мониторинга и управления потоками;
• Поддерживающая инфраструктура – сервисные зоны, ремонтные базы, стоянки.
Интеграция этих элементов позволяет оптимизировать маршрутизацию, повысить уровень обслуживания и снизить издержки на каждом этапе логистической цепи [3].
Для подтверждения эффективности подхода были собраны данные из различных федеральных округов России. Показатели эффективности оценивались по индексу использования транспортных ресурсов, учитывая такие параметры, как пробег без груза, среднее время доставки и эксплуатационные затраты.
Таблица 1 – Сравнение показателей эффективности (до и после внедрения ЛКР), %
Регион |
Эффективность до ЛКР |
Эффективность после ЛКР |
Центральный |
68 |
82 |
Приволжский |
65 |
78 |
Уральский |
63 |
76 |
Сибирский |
60 |
74 |
Южный |
62 |
77 |
Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что внедрение логистических каркасных решений во всех рассмотренных регионах привело к значительному росту показателей эффективности эксплуатации автомобильного транспорта. Наиболее выраженное улучшение наблюдается в Центральном федеральном округе, где эффективность выросла с 68 до 82 %, что обусловлено высокой плотностью логистической инфраструктуры. Остальные регионы также демонстрируют положительную динамику, что подтверждает универсальность и адаптивность ЛКР как инструмента повышения логистической продуктивности в различных территориальных условиях.
Для наглядной иллюстрации представленных в таблице 1 данных ниже приведён график 1, демонстрирующий изменения индекса эффективности эксплуатации автомобильного транспорта до и после внедрения логистических каркасных решений. Визуальное сравнение позволяет легко проследить положительную динамику в каждом из регионов и подтвердить практическую значимость интеграции ЛКР в региональные логистические системы.
Рисунок наглядно демонстрирует рост эффективности после внедрения каркасных решений. Наибольшие улучшения отмечены в Центральном и Южном регионах благодаря высокой плотности логистических узлов и развитой инфраструктуре.
Проведённый анализ и сравнительный обзор эффективности эксплуатации автомобильного транспорта в различных регионах Российской Федерации убедительно демонстрируют положительное влияние внедрения логистических каркасных решений (ЛКР) на качество функционирования транспортнологистических систем. Создание логистического каркаса обеспечивает не только улучшение текущих показателей, таких как снижение пробега без груза, увеличение оборачиваемости автотранспорта и уменьшение эксплуатационных расходов, но и формирует устойчивую основу для долгосрочного развития региональных логистических сетей [5, c. 16].
Сравнение эксплуатации автотранспорта
до и после внедрения логистических каркасных решений
Среди ключевых выводов можно выделить следующее:
1. Рост эффективности эксплуатации автотранспорта на 12–18 % в среднем по регионам подтверждает действенность ЛКР как практического инструмента логистической модернизации.
2. Сокращение времени доставки и снижение логистических издержек напрямую влияет на конкурентоспособность региональных производителей и торговых сетей.
3. Повышение плотности логистических узлов и интеграция регионов в единую транспортно-информационную сеть усиливают их экономические связи и логистическую связанность.
4. Цифровизация логистических процессов, сопровождающая внедрение ЛКР, позволяет внедрять интеллектуальные транспортные системы (ITS), мониторинг в режиме реального времени и адаптивное планирование маршрутов.
В то же время реализация ЛКР сталкивается с рядом перспективных направлений и вызовов, требующих комплексного подхода:
• Необходимость государственного и частного софинансирования: модернизация инфраструктуры требует значительных капитальных вложений, особенно в регионах с низкой транспортной доступностью.
• Разработка и внедрение цифровых платформ для управления логистическими потоками, включая использование искусственного интеллекта и технологий больших данных.
• Подготовка специалистов нового поколения в сфере логистики, управления транспортом и цифровых технологий.
• Адаптация каркасной логистической модели к условиям Крайнего Севера, горных районов, и труднодоступных территорий, с учётом климатических и природных ограничений.
Таким образом, ЛКР следует рассматривать не как разовую инициативу, а как долгосрочную стратегию формирования устойчивой, адаптивной и цифровой ориентированной логистической инфраструктуры. Только при системной реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях логистические каркасные решения смогут стать фундаментом для сбалансированного развития экономики, повышения мобильности населения и укрепления транспортной безопасности страны.
1. Болгова, Е.В. Инфраструктурный каркас региона: роль в кластерной организации экономического пространства и стратегия развития / Е.В. Болгова, Ю.Е. Щелканова // Вестник СамГУПС. – 2011. – № 2 (12). – С. 51–59.
2. Лукиных, В.Ф. Концепция логистического каркаса / В.Ф. Лукиных, Д.С. Малыгин / Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. – 2023. – № 2 (28). – C. 117–126. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-logisticheskogo-karkasa.
3. Логистические решения для улучшения эффективности поставок. [Электронный ресурс]. – URL: https://abaturoff.by/articles/logisticheskie-resheniya-dlya-uluchsheniya- effektivnosti-postavok.
4. Левкин Г.Г. Логистика : теория и практика / Г.Г. Левкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 221 с.
5. Яковлева С.И. Каркасные модели в региональных схемах территориального планирования // Псковский регионологический журнал. – 2013. – № 8. – C. 15–25.
Логистика – Евразийский мост 2025