Регион: Выбрать регион
Сейчас: 12 августа 15:22:31
Вторник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Как и почему Центробанк гробит российскую экономику. Глава 11. Банк России, как враг фондового рынка

Продолжение. Предыдущие главы:

Глава 1. Петербургский международный экономический форум – 2025

Глава 2. Профсоюз банкиров

Глава 3. Государство должно делиться с банками и Западом…

Глава 4. Пугало «голландской болезни» и бюджетное правило

Глава 5. Столыпин ищет нового министра финансов

Глава 6. Почему мировые банкиры были сторонниками введения сухого закона в России

Глава 7. Попытка создания Центробанка

Глава 8. Владимир Мономах наводит порядок

Глава 9. Ключевая ставка как акселератор инфляции

Глава 10. Ключевая ставка и доходы коммерческих банков

Михаил Мишустин возглавил российское правительство в январе 2020 года. Пандемия уже шагала по миру, но официально её Всемирная организация здравоохранения назовёт пандемией в марте 2020-го.

Бизнес по всему миру притих. Развились системы дистанционной работы и обучения. Людям нужно было помочь. Каждое государство по-своему решало эти проблемы. В США разбрасывали так называемые вертолетные деньги. В России тоже искали способы оказания помощи тем, кто волею судьбы остался без средств к существованию.

Важной находкой стали акции по прямому перечислению денег пенсионерам или родителям учеников школ перед началом учебного года. Не столь важно, что средства были невелики по объему – 10 тысяч рублей на одну персону – это не очень великие деньги. Однако впервые не какому-то отдельному ведомству поручили эту работу, а тупо перечисляли деньги сразу. Благодаря этому посредники всякие не получили возможности придерживать средства перед выдачей их потребителям, а стало быть, зарабатывать на них.  Подобное стало возможным благодаря развитию системы сайта Госуслуг.

Отечественный Центробанк тоже не мог оставаться в стороне в трудную пандемийную годину. Надо было помочь бизнесу. Отечественный ЦБ стал более динамично снижать ключевую ставку. Соответствующая диаграмма опубликована мною в предыдущей главе.

В январе 2020 года годовая инфляция, по данным Росстата, составила 2,4 %, а ключевая ставка – 6,25 %. В июле 2020 года инфляция составила 3,4 %, а ключевая ставка в этом месяце опустилась до исторического минимума 4,25 % и держалась на этом уровне до начала марта 2021 года.   

Пандемия и рост российской экономики

В 2020 году прибыли коммерческих банков существенно упали. Зато в экономике в результате смягчения денежно-кредитной политики дела стали улучшаться. Вот какова, по данным Росстата, динамика роста валового внутреннего продукта России в 2021 году (по отношению к соответствующему периоду про­шлого года): первый квартал – снижение 0,3 %, второй квартал – рост 10,5 %, третий квартал – рост 4,4 %, а четвертый квартал – рост 5 %. В целом по году экономика выросла на 4,7 %.

Для экономики экспортно-ориентированных регионов этот год стал воистину золотым. Ради интереса я просмотрел балансы основных лесопромышленных предприятий Красноярского края за 2021 год. Везде фиксировался рекордный рост прибыли — в разы по сравнению с 2020 годом. Потом посмотрел итоги деятельности самого крупного лесопромышленного холдинга России «Сегежа групп». Если 2020 год эта компания закончила с убытком 1,4 млрд рублей, то в 2021 году её чистая прибыль составила 15,3 млрд рублей.

Многие регионы России закончили 2021 год с рекордным профицитом бюджета. А федеральный бюджет по доходам был исполнен на 134,8 % от плана.  Профицит федерального бюджета за 2021 год составил 524,3 млрд рублей, или 0,4 % ВВП.

Коммерческие банки страны тоже получили выгоду от экономического роста.  Если в допандемийном 2019 году их суммарные чистые доходы составили 1 700 млрд рублей, а в пандемийном 2020-м 1 600 млрд рублей, то в 2021 году они выросли аж 2 400 млрд рублей.

Как известно, российский Центробанк не является институтом, ответственным за экономический рост. Одна из главнейших целей его деятельности – развитие и укрепление банковской системы. Иными словами, отечественный ЦБ – это институт – лидер своеобразного профсоюза банкиров, который в своей деятельности ориентируется в первую очередь на интересы банков, а если точнее -- их собственников.  Но банки – это не сама экономика – это обратная сторона экономики, которая зарабатывает на трудностях и долгах экономики реальной. Интересы экономистов и финансистов в реальности противоположные. То, что банкам хорошо, то экономике плохо, так как объективная цель деятельности банков – получать прибыль, высасывая деньги из реального сектора экономики. 

Мотивация банкира проста – если может кто-либо платить по кредитам, то он должен платить как можно больше.  Чем выше ключевая ставка, тем больше можно заработать на продаже денег в долг.

Поэтому вполне логично, что с весны 2021 года Банк России под лозунгом борьбы с инфляцией стал методично поднимать ключевую ставку. В декабре 2021 году она поднялась до 8 %, а в начале 2022 года – до 9,5 %. В последний день февраля 2022 года в связи с резким ужесточением санкцион­ного давления на Россию из-за начала специальной военной операции эта ставка выросла до 20%.

В официальных документах Банка России повышение ключевой ставки в 2021 году объясняется необходимостью борьбы с инфляцией. Однако этот год выявил и другие проблемы.

Откроем очень милый и честный официальный документ, который рассматривала Государственная дума России.  А именно «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов», опубликованные Банком России в октябре 2021 года.

В этом фолианте помещен очень любопытный график «Годовой прирост отдельных финансовых активов населения»:

график

Как видим, на начало 2020 года основную часть сбережений население хранило в банках на депозитах. Однако, начиная со второго квартала этого года люди стали изымать деньги из банков и вкладывать их в ценные бумаги. Причина проста. После рекордного для России снижения ключевой ставки в 2020 году резко снизились и проценты по депозитам в банках. Из-за чего вырос интерес населения к другим инструментам сбережения. За 2020 год почти 5 млн человек открыли брокерские счета на Московской бирже, то есть больше, чем за всю предшествующую историю российского фондового рынка. Как отмечается в указанном фолианте отечественного ЦБ, цитирую, «ценные бумаги в 2020 г. впервые стали реальным конкурентом банковским депозитам».

Из сего честного признания вытекает, что фондовый рынок, то есть инструмент привлечения инвестиций в реальную экономику, а не только в финансовый сектор, до начала пандемии не являлся приоритетом для ЦБ. Ему главное было обеспечить ликвидностью именно банковскую систему. Как только в год наступления пандемии ЦБ ослабил свои денежно-кредитные вожжи, фондовый рынок стал бурно развиваться, экономика пошла в рост. А это не входит в планы ЦБ при нынешнем руководстве. Его задача – помогать банковской системе высасывать деньги из реального сектора экономики, а не помогать ему развиваться. Поэтому он еще до начала специальной военной операции существенно поднял ключевую ставку.  После начала СВО отечественный ЦБ продолжил предпринимать усилия к тому, чтобы фондовый рынок не мог выступить серьезным конкурентом рынка банковских услуг.  

В феврале 2024 года президент России Владимир Путин выдвинул задачу удвоить капитализацию фондового рынка страны к 2030 году. К этому сроку капитализация российского фондового рынка должна составлять 66% от ВВП страны. Увы, если философия работы и полномочия Банка России не изменятся, реализация этой задачи станет утопией.  

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.

Продолжение следует.


Количество просмотров: 101
12.08.2025 12:25 | 2305блог автора

Еще публикации: