Регион: Выбрать регион
Сейчас: 3 июля 18:13:17
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Как и почему Центробанк гробит российскую экономику. Глава 3. Государство должно делиться с банками и Западом…

500

Продолжение. Предыдущие главы:

Как и почему Центробанк гробит российскую экономику. Глава 1. Петербургский международный экономический форум – 2025

Как и почему Центробанк гробит российскую экономику. Глава 2. Профсоюз банкиров

В предыдущей главе я рассказал о том, что наиважнейшая цель Банка России (цель № 2) – это забота о том, чтобы отечественные банки развивались и укреплялись.

На законодательном уровне нет четкого определения, какое содержание следует вкладывать в эту цель. Чтобы банки были надежными, крупными, чтобы они обладали большим запасом ликвидности? Нет ответа на эти вопросы.

Однако, когда анализируешь принятый в 2002 году Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», понимаешь, что интересы банковского сообщества очень даже в нём учтены.

В 1995 году в тексте Закона о ЦБ появилась ст. 22, которая в той же редак­ции присутствует и в современной его версии. Процитирую её целиком:

«Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Прави­тельству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефи­цита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном разме­щении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается феде­ральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование де­фицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюдже­тов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Если вдумываться в текст этой статьи, также составленной в рамках вхождения России в международные финансовые организации, то на пер­вый взгляд кажется, что всё в порядке. Банк России у нас независим. Не его дело латать прорехи в бюджетах федеральных, региональных и местных ор­ганов власти и управления. Но если Центробанк не имеет права этого де­лать, то тогда услуги по кредитованию бюджетной системы должны оказы­вать коммерческие банки, как отечественные, так и зарубежные. Между Центробанком и государством должен появиться посредник, разумеется, имеющий свою выгоду.

Нужны Минфину России деньги? Центробанк имеет возможность вы­дать кредит РЕПО коммерческому банку, тот на эти деньги выкупит госу­дарственные облигации, наварит свой процент, а потом вернет кредит Цен­тробанку. Эта схема полностью вписывается в цель № 2 Банка России – раз­витие и укрепление банковской системы Российской Федерации.

Однако, когда всматриваешься в нормативные документы других центро­банков, то невольно вкрадывается сомнение в справедливости и полезности ст. 22 Закона о ЦБ России. Так, Народный банк Китая в соответствии с за­коном имеет право напрямую покупать государственные облигации, гос­ударство при таком подходе не делится с посредником.

Федеральная резервная система США тоже имеет возможность напрямую кредитовать государство путем выкупа государственных облигаций. Этот способ латания бюджетных дыр, часто называемый количественным смягче­нием (Quantitative Easing, QE), весьма активно используется, как отмечает Банк России в своём официальном документе, «центральными банками раз­витых стран (США, Великобритания, еврозона и другие)»[1].

Следует учесть, что на рынке финансовых услуг два основных игрока: тот, кто занимает деньги, и тот, кто их даёт. Интересы у них диаметрально противоположные. Для тех, кто кредиты выдает, идеальная ситуация, когда вокруг много должников. Но при этом он должен заботиться о том, чтобы должник всё же был жив, иначе банк или иная финансовая организация мо­жет лишиться своего ростовщического дохода.

Правила игры для стран – членов МВФ создавались таким образом, чтобы максимальную выгоду от взаимоотношений между кредиторами и должниками получали финансовые организации, наиболее близко стоящие к центру глобальной финансовой системы, а страны финансовой периферии выступали их донорами.

С моей точки зрения, можно выделить два основных мотива, из-за ко­торых ст. 22 Закона о ЦБ РФ была составлена в процитированной редакции.

С одной стороны, международным финансовым институтам важно было загрузить бюджетную систему России долговыми обязательствами. Госу­дарство-должник – это идеальный клиент для любого коммерческого банка, в том числе и зарубежного. Занимает помногу, а риски невозврата кредита относительно невелики.

С другой стороны, МВФ и другими институтам Вашингтонского консен­суса важно было лишить российскую бюджетную систему эмиссионного дохода.

На сегодня, как показано в исследовании А. Отырбы и А. Кобякова[2] создание фиатных денег есть самый доходный бизнес на планете Земля.

В странах так называемого коллективного Запада основная часть денег эмитируется через кредитование центробанками своих правительств под за­лог государственных облигаций. Поскольку эти облигации котируются на бирже, то создается товарная масса, которая выступает обеспечением основ­ной части выпущенных под них денег. Благодаря этому не провоцируется инфляция. Эмиссионный доход (сеньораж) достаётся тому, с кем эмитент денег осуществляет первую транзакцию, то есть государству.

Издержки по созданию фиатных денег, особенно безналичных, неве­лики. Сумма же эмиссионного дохода, образующаяся при их создании, фак­тически равна всей сумме эмитируемых денег. Ну а чтобы инфляция все же не разогревалась, предпринимаются меры к тому, чтобы выпущенные деньги «экспортировались» за рубеж.

А как же страны мировой финансовой периферии? Процитирую уже упомянутую статью А.Отырбы и А.Кобякова: «В процессе “создания” денег финансово неразвитыми странами первой транзакцией является покупка иностранной валюты, в ре­зультате чего эмиссионный доход уходит в пользу страны, валюту которой выкупает эмитент (центробанк)».

Иными словами, процитированная ст. 22 Закона о ЦБ прямо подталки­вает российские власти и к покупке иностранной валюты, то есть финансовой поддержке стран до начала специальной военной операции так именуемого коллективного Запада, а с началом СВО – Китая, так как вместо валют не­дружественных стран стал приобретаться юань.

Как показывают современные исследования, в Бюджетный и Налоговый кодекс России также под влиянием участия России в МВФ и при содействии Всемирного банка были внесены поправки, которые перенаправили часть налогов, поступающих в бюджеты регионов, в федеральный бюджет, благо­даря чему снизились финансовые возможности субъектов Федерации. Это вынудило их намного чаще, чем раньше, занимать деньги на стороне.

В общем, главное содержание рекомендаций международных финансо­вых институтов – это стремление создать побольше должников, то есть потен­циальных получателей кредитов в России не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации.

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.

Продолжение следует.


[1]Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2023 и период 2024 и 2025 годов. М.: Центральный банк Российской Федерации, 2022. – С. 137.

[2]Отырба А., Кобяков А. Как побеждать в финансовых войнах // Однако: деловой и политический журнал. 2014. --  Июнь–июль (№ 174). -- С. 166–185.


Количество просмотров: 84
03.07.2025 10:06 | 2305блог автора

Еще публикации: