Регион: Выбрать регион
Сейчас: 31 мая 21:59:40
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Почему дети с серьёзным хроническим заболеванием более общительны, но менее социализированы?

1212

В 2025 году МБОО «Возрождение» провело исследование среди родителей детей, страдающих ревматическими болезнями. Вопросы затрагивали социальную адаптацию маленьких пациентов в школе и в детском саду. Выяснилось, что дети с серьёзным заболеванием суставов бывают общительнее здоровых сверстников, однако есть нюансы.

В анкетировании, состоявшем из 35 вопросов, приняли участие 124 родителя из разных регионов страны. Респонденты сообщали информацию о том, посещает ли их ребёнок учебное заведение, участвует ли в играх со здоровыми сверстниками, сколько времени проводит в телефоне, ходит ли на спортивные секции и кружки и т.д. Во втором разделе исследования МБОО «Возрождение» предложило респондентам 20 утверждений из опросника М.И. Рожкова «Изучение социализирванности личности учащегося», с которыми нужно было в той или иной степени согласиться или не согласиться. Все вопросы можно посмотреть по ссылке: https://forms.gle/hRrdZpFqXdKuxoiu6

Школа как фактор социализации ребёнка

В школе ребёнок примеривается к социальным ролям, которые его ждут в будущем: у него есть свои обязанности и свободное время, появляются знакомые и друзья, есть старшие и т.д. По результатам опроса, 20% детей с находятся на домашнем обучении и 22% посещают школу с большими перерывами. При этом 40% родителей считают, что у их детей есть приятели, но близких друзей нет, а 10% отметили, что нет ни приятелей, ни друзей.

Социализация и соцсети

Постоянное пребывание в социальных сетях, с одной стороны, свидетельствует о том, что ребёнок общается со сверстниками, с другой стороны, отвлекает детей от настоящего общения и внимания к другому человеку. В среднем здоровые ученики начальных классов используют смартфон 2,5–4 часа в день, дети средних классов 3–5 часов, старшеклассники 3,5–6 часов[1]. Примерно такое же соотношение и у детей с ревматическими болезнями. Около 41% наших подопечных проводит за телефоном от трёх до шести часов, 36% – от часа до трёх, 13% – дольше шести часов и 10% – не дольше часа. И только один респондент из 124 ответил, что ребёнок вообще не пользуется смартфоном.

Социализация в спортивных секциях и кружках

На занятиях вне школы ребёнок также вступает в контакт с другими: друзья часто появляются в музыкальной школе, на уроках рисования или на тренировках по футболу. Среди обычных детей, согласно исследованию ВЦИОМ[2], на спортивные секции регулярно ходят около 45%, тогда как тот же показатель у детей с ревматическими заболеваниями составляет 14%. При этом здоровые дети и дети с артритом посещают неспортивные секции в похожем соотношении.

Активные игры, самооценка и экстравертность/интровертность

Огромное значение в жизни детей и общении со сверстниками имеют игры, которые являются бессознательным способом развития навыков, совершенствованием и наработкой рефлексов и представлений. Среди детей с ревматическими заболеваниями только 17% нисколько не ограничивают себя в играх со сверстниками. Такие ограничения вызывают вопрос о том, как ребёнок видит себя: 71% родителей считают, что ревматическое заболевание влияет на самооценку их детей. При этом мы наблюдаем равное распределение детей на экстравертные (54%) и интровертные (44%) типы личности.

Социальная автономность[3]

Социальная автономность проявляется в независимой воле, критической оценке своих убеждений, идеалов и целей, свобода от манипуляций. При высокой социальной автономности человек переживает собственное «Я» как внутренний стержень.

Социальная автономность у здоровых детей распределена следующим образом: 35% – высокий, 39% – средний, 26% – низкий. У детей с ревматическими болезнями: 28% – высокий, 53% – средний, 19% – низкий. Мы наблюдаем, что средний уровень социальной автономности у наших детей больше, чем у здоровых, а у здоровых больше "высокий уровень автономности". Важно отметить, что средний показатель – это не норма, а просто некое состояние, где ребенок может поступать вариативно, в зависимости от обстоятельств, соответственно, его может качнуть в сторону низкой или высокой автономности.

Социальная активность

Подобную картину, где наши подопечные склоняются к среднему уровню, тогда как большинство здоровых детей – к высокому уровню, мы видим в сфере социальной активности. При высокой социальной активности наблюдается активное отношение личности к социуму, личность проявляет ответственность, самостоятельность и инициативность в решении «общественно значимых» задач. Социальная активность у здоровых детей распределена следующим образом: 57% – высокий, 39% – средний, 4% – низкий. У детей с ревматическими болезнями: 35% – высокий, 54% – средний, 11% – низкий.

Нравственность

Данный показатель обращает внимание на наличие у личности развитых гуманистических ценностей: помощь и поддержка других, чувство общности, сострадание. Склонность к гуманистическим ценностям: 57% – высокий, 27% – средний, 13% – низкий. У детей с ревматическими болезнями: 32% – высокий, 55% – средний, 13% – низкий.

Социальная адаптированность

При высокой социальной адаптированности ребёнок усваивает социальные роли, выказывает психологическую готовность к решению поставленных задач, старается быть в группе. Социальная адаптированность у здоровых детей: 26% – высокий, 57% – средний, 17% – низкий. У детей с ревматическими болезнями: 30% – высокий, 61% – средний, 9% – низкий.

Мы видим, что доля детей с ревматическими заболеваниями с высоким и средним уровнем социальной адаптированности выше, чем доля здоровых. Это объясняется тем, что ревматическое заболевание делает детей "белыми воронами", поэтому инстинктивно они этому противодействуют: стараются слушаться учителей, поступать как все остальные, не ссориться с товарищами, одним словом, стремятся в группу.

Президент МБОО «Возрождение» Жанна Гарибян прокомментировала ситуацию с социализированностью детей с ревматическими заболеваниями:

Тяжелые хронические заболевания суставов безусловно влияют на социализацию детей. Это не значит, конечно, что наши маленькие подопечные становятся слишком закрытыми и пассивными. Однако высокий уровень социальной адаптированности, активности и автономности среди здоровых детей встречается намного чаще, чем среди наших. Да, наши подопечные не становятся слишком пассивными в общении, но перестают быть активными настолько, насколько они были бы, если бы не болели артритом.

Родители, отвечая на вопрос: «Что, по Вашему мнению, могло бы улучшить социальную адаптацию Вашего ребёнка?», отмечали чаще всего отношение других родителей, учителей и учеников к диагнозу и инвалидности. Вот выдержки из ответов на открытый вопрос (орфография и пунктация сохранены):

Мы скрываем в школе от одноклассников что у ребенка есть инвалидность, боюсь что к сыну изменится отношение и он будет чувствовать себе белой вороной. Он и так очень переживает что не может как все сдавать нормативы и ходить на спортивные секции. В классе много детей кто занимается спортом. Что можно предложить в этих условиях? в каждой семье не провести беседу о том, что нельзя обижать человека за то что у него есть диагноз и статус инвалид.

Не знаю, наверное, чтобы люди были не такие безразличные.

Доброе отношение, понимание со стороны школы.

Формирование в обществе другого отношения к детям с инвалидностью,просвещение здоровых детей,создание доступной социальной среды и детских спортивных секций для детей с такими особенностями.

Дополнительная информация:

Межрегиональная благотворительная общественная организация содействия в реализации социальных программ в области медицины и здравоохранения «Возрождение» была создана в 2007 году с целью защиты прав детей, страдающих ревматическими болезнями. Основная задача организации – защита прав детей, страдающих ревматическими и другими хроническими заболеваниями, обеспечение их лекарственными препаратами, оборудование реабилитационных кабинетов в лечебных учреждениях разных регионов РФ, психологическая и юридическая поддержка.

В нашей стране ежегодно впервые регистрируется до 22 тыс. случаев ревматических болезней у детей в возрасте до 17 лет. Ревматические болезни являются причиной развития инвалидности, а также отставания в физическом и половом развитии детей. Наиболее инвалидизирующим является юношеский артрит. Тяжелая, часто пожизненная инвалидность у 50% у детей с юношеским артритом наступает в течение первых 10 лет болезни. Треть детей заболевают ревматическими болезнями в возрасте от 9 месяцев до 1,5 лет.

www.childhope.ru

news@childhope.ru

8 (495) 783-74-42

8 (925) 150-18-99

Источники:

  1. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/detskii-sport-vozmozhnosti-i-barery?ysclid=mapi6vlrid451244687

  2. https://icmos.ru/news/opros-rossiiskie-starseklassniki-ezednevno-provodyat-do-sesti-casov-v-telefone

 


Количество просмотров: 19
теги:
30.05.2025 11:38 | frolaблог автора

Еще публикации: