Олег Сухарев
Любопытные факты вскрылись на сессии «Пора ли национализировать Центробанк России?» Московского экономического форума, прошедшего в начале апреля.
Как отметил в своем выступлении главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев, не существует связи между высокой ставкой и подавлением инфляции. Зато есть «связь между монетизацией экономики, её ростом и подавлением инфляции».
Расшифруем эту наукообразную мысль. Попытки ЦБ бороться с инфляцией путем повышения ключевой ставки -- это стрельба по солнечным зайчикам. А точнее – способ перекачки капитала из реальной экономики в финансовый сектор. Когда процентные ставки высоки нет смысла вкладываться в реальную экономику.
«Вы видели когда-нибудь научно обоснованный расчёт инфляционных ожиданий? – сказал Олег Сухарев. И добавил: «Ничего подобного никогда и не публиковалось!».
Отметим, что именно инфляционные ожидания населения и выступают основным аргументом Совета директоров ЦБ при повышении и удержании ключевой ставки на высоком уровне.
Вот фрагмент из презентации Олега Сухарева.
Как видим, инвестиции в нефинансовые активы в России практически не имеют роста. Зато в финансовый сектор они устремляются гурьбой. Как отмечает Олег Сухарев, повышение ставки сокращает одновременно и инвестиции, и валовое потребление, зажимает спрос. В итоге блокируется предложение, причём и по линии инвестиций, и по линии спроса.
Почему же депутаты Госдумы (за исключением двух оппозиционных фракций) весьма положительно оценили итоги работы ЦБ за прошлый год, на пленарном заседании от 9 апреля сего года? Ларчик, с нашей точки зрения, открывается просто. Для того чтобы попасть в Государственную думу, необходимы денежные средства. Если в финансовом секторе денег больше, то у связанных с банкирами структур больше и возможностей делегировать своих людей во власть, в том числе и в Госдуму. Вот вам и причина лояльности Госдумы к политике ЦБ.
В общем, чтобы направить Россию по пути экономического роста важно и обеспечить преобладание во власти лиц, не аффилированных с банкирами и теми, чей бизнес завязан на прибыли из финансовых спекуляций. Пока же именно эти люди задают основные правила игры в финансово-экономической политике.