Очередная публичная дискуссия, которую организовал "Полит.ру", была о том, как практика бизнеса определяет подходы к его автоматизации.
Поставщики готовых систем в лице одного из лидеров рынка – немецкой компании SAP – отстаивали роль стандартных решений, со временем развивающихся и учитывающих распространенные нужды бизнеса. Консультанты в лице компании itelligence обращали особое внимание на свою роль в выборе систем автоматизации, их внедрении и поддержке, а потребители – их представлял IT-директор ГМК «Норильский никель» - рассказывали, как при этом жить реальному бизнесу со всей его спецификой и желанием сделать расходы на безусловно необходимую автоматизацию разумными.
Директор Департамента информационных технологий ГМК «Норильский никель» Геннадий Бауман обозначил, насколько разнообразными могут быть задачи, решаемые системами автоматизации, и как они зависят от условий работы компании. А главная специфика, - это присутствие на различных континентах Земного шара, и обусловленные этим различия в климатических условиях (от жестких морозов Заполярья до иссушающей жары Ботсваны). Это также зоны, недоступные для каких-либо каналов связи, кроме спутниковых, глубокие шахты с подземным транспортом, железные дороги, собственные ледокольный флот и авиация – вот реальные условия работы, которые не должны мешать постоянной управляемости компании в целом и каждого ее бизнес-процесса.
«Ко всем учетным системам, которые должны работать в этих специфических условиях, у нас есть определенные требования. Это надежность, а также бесперебойность обеспечения всего нашего технологического цикла», - подчеркивает Геннадий Бауман.
А спектр задач, стоящих перед корпоративной информационной системой, очень широк. Это контроль безопасности шахтеров и управление оптимальными маршрутами транспортировки, обеспечение финансовой и управленческой прозрачности для инвесторов, автоматизация производственных процессов. При этом необходимым условием является регулярная синхронизация данных.
Разнообразие задач диктует множество требований к построению корпоративной информационной системы: к каналам связи, аппаратному и программному обеспечению. Практическое решение должно быть ювелирно подобранным сочетанием наиболее подходящих, хорошо поддерживаемых стандартных систем, адаптированных под нужды компании, а также собственных решений. Как сказал Геннадий Бауман, «стандартный софт приятен тем, что компания не является единственным потребителем, и поэтому рынок регулирует эти услуги. С другой стороны, собственные разработки зависят от конкретного сотрудника, который их подготовил, и в этом заключаются определенные риски. Хотя стоимость владения при этом совершенно иная».
При этом использование даже стандартного софта не избавляет от необходимости многое дорабатывать. «В настоящее время мы используем стандартный софт, но с очень глубокой адаптацией под конкретную специфику компании», - говорит Геннадий Бауман.
Лучшие отраслевые решения могут постепенно входить в стандартный пакет поставщиков систем автоматизации – более того, сами компании заинтересованы в этом включении, поскольку в этой ситуации поставщик будет поддерживать обновление решения по мере выпуска новых версий таких систем.
Общая же управленческая логика, по словам Геннадия Баумана, заключается в следующем. «Заказчик должен просчитать, насколько эффективным будет владение приобретаемым компанией софтом. При этом важно понимать, насколько эффективно будет содержать часть программного кода в своих руках и своими специалистами, и какое время потребуется для адаптации этой части при смене версий софта».
По его словам, в «Норильском никеле» существует большая команда внешних подрядчиков, которые адаптируют существующий на рынке софт под конкретные нужды компании. При этом важными аспектами остаются стоимость и результат отработки данного софта.
Добиться комфортных условий работы с поставщиками систем автоматизации удается тогда, когда компаниям-потребителям удается объединиться. Именно так происходит с потребителями систем SAP в Европейском Союзе. Эта ассоциация очень серьезно влияет как на лицензионную политику SAP, так и на ее политику в области направлений разработок, что в принципе интересно самой компании SAP - она знает, куда ей двигаться и где у нее все-таки это купят. Работающий в аналогичной российской ассоциации Геннадий Бауман выразил надежду, что и она сможет таким же образом отстаивать интересы российских потребителей.
Конечно, не каждая компания сталкивается с таким масштабом и разнообразием задач, но дебаты позволили понять общие принципы проектирования корпоративной информационной системы, ловушки, в которые может попасть компания, если не будет знакома с опытом тех коллег, кто всерьез продвинулся на этом пути.