Как-то лет пять назад я слушал лекцию видного логиста, вице-президента Европейской логистической ассоциации. Он тогда выдал весьма любопытный прогноз. По его словам, лет через десять (если экстраполировать дату лекции в будущее, то примерно в 2028-2029 годах) спрос на личные автомобили начнет падать. Причина тому -- развитие различных агрегаторных схем при перевозках пассажиров.
Имеются в виду компании, использующие Uber-технологии, которые сегодня активно внедрены, а потому позволяют существенно сократить время на наём машины с водителем (то есть такси), а также при наличии должной конкуренции в том или регионе удешевить траты на поездки. Вторым элементом этого тренда он назвал сервисы типа BlaBlaCar, третьим – развитие каршеринговых схем, когда автомобиль на условиях поминутной оплаты арендуется у соответствующей компании.
Вообще, прокат автомобилей – это не такой уж новый бизнес. В Европе он развился с 20-х годов прошлого века, и сюжеты в телесериалах, когда советские разведчики, а по-другому, «закордонному» взгляду – шпионы, берут в аренду автомобиль без водителя ради решения своих задач, стали обычными. Знаменитый Штирлиц, например, по Германии, да и Швейцарии ездил на арендованных машинах.
В нашем отечестве этот бизнес развился с 90-х годов прошлого века и постепенно набирает обороты. С развитием Интернета и электронных коммуникаций снять машину стало много проще и быстрее.
Как мне удалось убедиться в Москве, каршеринговые схемы там работают. Когда же стал изучать вопрос эффективны ли такие схемы ведения бизнеса в других городах-миллионниках, то убедился, что они функционируют там довольно плохо. Например, в Красноярске были попытки создания каршеринговых компаний, но это были, увы, только попытки. Ничего дельного из попыток реализации этой идеи на берегах Енисея не получается. Не идет бизнес – и все тут.
Иными словами, если владеешь водительскими правами и желаешь поездить по территории не родного региона, то аренда авто без водителя – это твой выбор. Но арендовать её, как показывает опыт, обычно приходится не на минуты, а на более длительный срок, например, сутки и более.
Проблем выбрать машину по душе обычно не бывает. В соответствующих компаниях есть выбор автомобилей на любой вкус и достаток. Да и цены, как водится, разные. Если брать столицу нашу Москву, то здесь могут предложить полный набор европейских машин. Хоть мерседес или роллс-ройс – только плати. Ну а тот, кому по душе фильмы про агента 007, который предпочитал снимать в аренду навороченные автомобили или машины, сделанные по спецзаказу, может снять в аренду и бентли.
В восточных регионах предложения другие. Во Владивостоке и Хабаровске, к примеру, взять в аренду предлагают больше японских машин, да и китайские там не в диковинку. Написал я эти строки и подумал, что наверняка всякие заморские шпионы разъезжают по столице нашей именно на арендованных машинах. Но это уже другая история…