Рынок внутреннего туризма в России стремительно развивается. Санкт-Петербург и раньше был в лидерах по привлечению туристов как из-за границы, так и других территорий России. Но после того, как этот город принял и начал реализовывать маркетинговую программу «Добро пожаловать в Санкт-Петербург!» лидерство северной столицы в этом сегменте рынка, как представляется, существенно упрочилось. Суть программы – всемерное продвижение идеи о том, что в Санкт-Петербурге не только есть что посмотреть, но и отдохнуть здесь можно с максимальными удобствами.
Источник: Презентация Комитета по развитию туризма администрации Санкт-Петербурга
Если в 2023 году этот город посетило 9,4 млн туристов, то в 2024 году – уже 11,6 млн. Из них – 7,2 % -- иностранцы. Причем в прошлом году северная столица по привлечению туристов превзошла доковидный 2019 год, когда ее посетило 10,4 млн человек. Однако пять лет назад почти половина (47,2 %) приезжих являлись иностранцами. Ныне иностранный туристический поток по вполне понятным геополитическим причинам уже не такой мощный, хотя и имеет тенденцию к росту.
Развитие туризма неизбежно влечет за собой развитие сферы гостеприимства. По традиции в нее включают отели, рестораны, всевозможные торговые и не только торговые точки, расположенные вокруг достопримечательностей, туристические агентства и прочее. Однако наиважнейшим структурным элементом сферы гостеприимства является и сфера транспортных услуг. Любой координатор туристического потока при планировании маршрутов и мероприятий не может не обеспечить передвижение людей к достопримечательностям как местам проведения всевозможных форумов и мероприятий, так и к местам их проживания.
Соответственно, своевременная и удобная аренда автобуса становится необходимым и крайне важным слагаемым организации туристических маршрутов. Санкт-Петербург обладает достаточным набором транспортных компаний, оказывающих услуги по предоставлению автобусов. Наиболее авторитетной из них является, пожалуй, ТК «БИРС». Косвенно на этот вывод нацеливает тот факт, что именно её услугами пользуются обычно организаторы ежегодного Петербургского международного экономического форума.
Это лидерство обусловлено не только тем, что в компании эксплуатируются современные и в основном новые автобусы. Проблема безопасности пассажиров при их пользовании автобусами сегодня, как никогда, берется в учет при организации перевозок пассажиров этим видом транспорта.
Согласно устоявшейся статистике, сегодня в России 70 % дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов случается по вине водителей. Причем, как правило, не водители автобусов виновны в возникновении ДТП. Есть фактор водителей встречных машин. Попробуй, прими правильное решение, когда встречная машина на повороте пересекает разделительную линию трассы. Нужно быть всегда начеку.
С целью предвосхищения ДТП важно создать условия, при которых водитель не только сам не нарушает правила, но и способен быстро среагировать на ситуацию, когда правила нарушили другие участники дорожного движения. Эта проблема решается не только путем приема на работу наиболее квалифицированных водителей.
Важен еще и неусыпный контроль за водителями и пассажирами. Причем и водитель и пассажиры, должны знать, что, скажем так, незримое око следит во имя безопасности следит за всеми их действиями. Решение проблемы видится в цифровизации транспортных перевозок.
Соответственно, во всех продвинутых транспортных компаниях, занимающихся перевозками на автобусах, установлены тахографы, то есть приборы, которые отслеживают действия и водителей, и пассажиров, а также фиксируют показания наиболее технических параметров движения (скорость, местонахождение и т.д.).
К примеру, каждое путешествие в автобусах компании «БИРС» сопровождается его сопровождением со стороны диспетчера. Мне доводилось бывать в диспетчерских подобного типа. Представьте себе стену, увешанную мониторами компьютеров. На каждом мониторе один автобус в разных ракурсах: в одном участке экрана салон – видно, как ведут себя пассажиры, в другом – водитель и его рабочее место, в третьем – встречные машины, их движение. Звука в диспетчерских нет. Но если надо, то его можно включить. Это обычно бывает, когда анализируют запись маршрута, чтобы выяснить причины той или иной ситуации, возникшей в ходе движения. К тому же через систему ГЛОНАСС отслеживаются все перемещения транспортного средства.
Подобный учет и контроль дисциплинирует водителя, не дает ему расслабиться. Попробуй он закури сигарету – сразу на штраф со стороны работодателя нарвется. Причем этот сервис распространяется не только на услуги, связанные с перевозками тех же иностранных туристов, к примеру, во время экскурсий. Это является нормой при оказании любых услуг по перевозке пассажиров, оказываемых компанией по любым другим поводам, будь то свадьба, похороны, выезд на пикник или в торговый центр за покупками.
Летом 2023 года вышло правительственное постановление, согласно которому внесены коррективы в показатели рейтингов губернаторов страны. В номинацию «Цифровая зрелость» стали вносить данные о доле автобусов, снабженных системой видеонаблюдения, доле автобусов, в отношении которых ведется мониторинг их передвижения через систему ГЛОНАСС и так далее. Согласно планам, 100-процентной цифровизации по этой части автобусы всей страны должны достигнуть к 2030 году.
В наиболее продвинутых компаниях эти показатели уже достигнуты. Во многом благодаря тому, что туристические агентства, оказывающие услуги иностранным туристам, выдвигают наличие подобных сервисов обязательным условием на заключение контракта. Санкт-Петербург встал на этот путь раньше многих. И немудрено. Туристический бизнес в этом городе – один из наиболее развитых в стране.