Раньше этот тренд именовали Uber-технологиями в честь лидера рынка, который создал и развил его. У этой технологии стало много последователей, и в 2012 году Яндекс создал дочернюю структуру Яндекс-такси, работавшую на ее основе. Потом компания Uber зашла в Россию, однако не выдержала конкуренции на местном рынке: дочерняя структура американского логистического IT-гиганта на рынке автомобильных перевозок пассажиров была куплена Яндексом и в нем растворилась.
Сегодня термин Uber-технологии уже сравнительно редко используется как в научных трудах, так и в повседневной практике. Ему на смену пришло наименование логистический маркетплейс по аналогии с товарными маркетплейсами. Однако и этот термин не одинок. По большому счету каждая новая компания, заходящая на рынок диспетчерских услуг по организации грузоперевозок пытается создать новую терминологию, чтобы позиционировать себя от конкурентов.
Так, компания – владелец бренда Agora Freight ( https://agorafreight.com/ ) именует себя не иначе, как цифровым диспетчером и утверждает, что она является первым, то есть лидером, на этом рынке в России.
У грузоперевозок в отличие от перевозок пассажиров есть свои отличия. Пассажир – это стандартный объект для рынка транспортных услуг. Человеку важно доехать от пункта А до местечка Б с наименьшими затратами и максимальным комфортом. В этом сегменте рынка гораздо меньше разнообразий, чем в сегменте грузоперевозок.
Когда же имеешь дело с огромной номенклатурой перевозимых грузов и товаров, то для того, чтобы эта работа стала успешной, необходимо обрабатывать неизмеримо больше информации. Особенно когда речь идёт о международных грузовых перевозках.
В итоге цифровой диспетчер должен очень много знать, хранить в себе колоссальный объем информации об особенностях тех или иных грузов, специфике их местонахождения, хранения, перевозки, сертификации, таможенного оформления, страховки и прочего. Иными словами, в этом случае приходится работать с очень, как говорится, большими данными.
Но мало перелопатить эту информацию, важно еще и, во-первых, быстро предоставить заказчику оптимальный вариант логистического решения проблемы доставки грузов с учетом его охраны, страховки, таможенного оформления и прочих мелочей, без которых грузоперевозки не могут обойтись. Во-вторых, необходимо найти оптимальное решение для сопровождения груза в пути. Клиент, который, как утверждается, всегда прав, должен быть застрахован от всевозможных форс-мажоров.
Сегодня эта задача вполне успешно решается. Следует ожидать появления на российском рынке национального цифрового диспетчера. Скорее всего это произойдет в результате процесса слияний и поглощений на этом рынке. Не исключено, что крупным игроком на нем станет государство. Во всяком случае в Транспортной стратегии России на период до 2030 года, принятой в ноябре 2021 года специальный раздел посвящен цифровизации отрасли, разработке цифровых двойников и прочих атрибутов цифрового управления логистическими потоками.