Если жители передовых стран услугам банкомата все больше предпочитают мобильный и интернет-банк, то в России спрос на банкоматные устройства, наоборот, увеличивается. Все потому, что растет популярность пластиковых карт, а вместе с ней и потребность населения в услугах многофункционального устройства.
Банкоматы делают сегодня практически всё: от выдачи наличных до подключения дистанционных банковских услуг. Тем не менее, одни функции устройства реально востребованы, другие популярны лишь у одного из ста клиентов. Для того, чтобы узнать, к каким именно услугам россияне прибегают чаще всего, специалисты creditcardsonline.ru провели опрос пользователей.
Проверка баланса
Несмотря на то, что проверка баланса в банкоматах многих организаций не является бесплатной услугой, 43% респондентов используют банкомат именно с этой целью. Стоимость операции в разных банках в среднем составляет 15-17 рублей за запрос (например, в банкомате Сбербанка для большинства карт услуга стоит 15 руб. В эту сумму входит просмотр баланса, а также выписка последних 10 операций, совершенных по карте).
Снятие наличных
31% участников опроса прибегают к услугам банкомата для снятия наличных. Дело в том, что многие россияне до сих пор предпочитают наличные деньги (по данным CreditCardsOnline.ru на 01.04.12), соответственно, банкомат используется ими по его прямому назначению, отчасти потому, что большинство пластиковых карт выпускается в рамках зарплатных проектов. Владельцы таких карт ежемесячно в определенную дату спешат к банкоматам, чтобы снять с карты всё до последнего рубля. Разумеется, россияне снимают наличные не только с дебетовых карт, но и с карт кредитных. В этом случае владельцам, как правило, приходится платить "энную" сумму денег за получение денежных средств.
С целью упростить своим клиентам процедуру снятия наличных, все больше российских банков расширяют географию точек, где можно получить в банкомате деньги без дополнительных комиссий. Так, в прошлом году Альфа-Банк объединил свои банкоматные сети с Мастер-Банком и Промсвязьбанком, тем самым предоставив клиентам возможность снимать наличные на тех же условиях, что и в "родных" банкоматах Альфа-Банка. В этом году сеть банка пополнилась банкоматами Росбанка.
Перевод денежных средств
10% опрошенных через банкомат переводят денежные средства. Услуга достаточно удобна, поскольку для осуществления операции реквизиты особо не требуются – достаточно знать номер карты получателя.
Оплата услуг сотовой связи и ЖКХ
9% респондентов оплачивают услуги сотовой связи и ЖКХ. В отличие от платежных терминалов (QIWI, "Элекснет" и др.), комиссия за пополнение счета мобильного телефона или, например, провайдера интернет-услуг через банкомат, как правило, не взимается. В терминалах она составляет порядка 8-12%.
Пополнение счета
4% участников пополняют баланс карты и погашают кредиты. Банкоматов с функцией cash-in на территории России пока еще не так много, как хотелось бы, но, тем не менее, их сеть ежегодно расширяется. Взять для примера тот же Сбербанк…Еще в 2009 году его руководство сообщило о намерении к 2015 году удвоить количество банкоматов в стране с 20 тысяч до 40 тысяч устройств, 60% из которых будут составлять банкоматы с функцией приема наличных. В подтверждение "заявленного", Сбербанк ежегодно увеличивает свою сеть на 5-7 тысяч банкоматных устройств, в том числе с опцией cash-in (по данным РБК.Рейтинг).
3% в ходе опроса указали свой вариант ответа. Подавляющее большинство из них касались подключения мобильного и интернет-банка. К сожалению, такую опцию сегодня предлагает далеко не каждый банк, притом, что спрос на эти сервисы, безусловно, есть. По результатам опроса creditcardsonline.ru относительно популярности дистанционных сервисов, услуги интернет-банка предпочитают 61% респондентов, мобильного банка – 21%. Несмотря на это, в большинстве банков доступ к дистанционным услугам клиент может получить лишь в отделении или через службу поддержки.