Регион: Выбрать регион
Сейчас: 3 декабря 20:35:27
Вторник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Как поднять лесную отрасль. Часть вторая. Кризис неплатежей.

Продолжение. Начало см. здесь.

На сегодня в лесопромышленной отрасли края трудится порядка 20 тысяч человек. Флагман лесопромышленной индустрии страны Segezha Group катится вниз.

лес-1

Так, по итогам первого квартала 2024 года у этого холдинга продолжилось падение выручки, чистый убыток составил 5,2 млрд рублей, а чистый долг вырос до 133,6 млрд рублей. Два крупнейших предприятия лесной столицы Красноярья – Лесосибирска входит в состав этой группы и являются для него градообразующими.

 Лесосибирский этюд

 

Лесосибирск

По словам главы администрации г. Лесосибирска Андрея Хохрякова, главные проблемы лесопромышленной отрасли связаны со сбытом продукции. С одной стороны, железная дорога перегружена и не в состоянии перевезти возросшие объемы лесных грузов в восточном направлении. С другой – в том же Китае, как главном рынке сбыта, под влиянием изменившейся рыночной конъюнктуры упали цены на лесопродукцию. Ситуацию осложняют вторичные санкции со стороны стран коллективного Запада, осложняющие финансовые транзакции между Россией и странами глобального Юга.

Можно, конечно, пытаться выйти на зарубежные рынки, направляя грузопотоки в западном и юго-западном направлении, через ту же Киргизию. Однако и в этом случае им потребуется пересекать несколько государственных границ, взаимодействовать с национальными таможнями. В общем, и на этом направлении много нерешенных вопросов и скрытых капканов.

Один из вариантов решения проблемы, считает Андрей Владимирович, --   использование и развитие Северного морского пути, вложение средств в его инфраструктуру.  Из той же Дудинки лесные грузы можно отправлять в любую часть света. Однако насколько рентабельны будут эти маршруты – ещё вопрос. Необходима комплексная научная и практическая проработка проектов.  

Важным направлением является также расширение внутреннего спроса на лесопромышленную продукцию. Развитие деревянного домостроения, использование древесных пеллет для отопления, строительство целлюлозно-бумажных комбинатов. На решение этих задач нацелены несколько приоритетных инвестиционных проектов, которые сейчас запускаются в работу.

Хотя трудности со сбытом, а стало быть, и финансовые проблемы есть в Лесосибирске на предприятиях отрасли ситуация контролируемая. Сокращений рабочих мест нет. Работникам зарплата выплачивается.

В Лесосибирске в рамках программы «Чистый воздух» идёт процесс перевода печей в жилых домах с угля на пеллеты, разрабатываются и просчитываются проекты по переоборудованию котельных на это древесное сырьё. Подобный проект разрабатывается и для Енисейска.

Это очень здравое решение. Давно пора было задуматься об экологии. Углем топить печи, конечно, дешевле. Но атмосферный воздух становится менее чистым. К тому же, пеллеты, сгорая, практически не оставляют отходов в виде золы, в то время как сжигание угля создаёт её в очень весомых объёмах.  Ценовые характеристики отопления жилых помещений пеллетами в Лесосибирске согласованы в соответствующих инстанциях. Не знаю, как будет потом, но на сегодня жителям Лесосибирска предоставлены вполне приемлемые условия для их использования в качестве топлива.      

В Лесосибирске расположено предприятие ООО «Ксилотек-Сибирь», специализирующееся на производстве пеллет. Оно входит в холдинг Segezha Group. И было создано в рамках приоритетного инвестиционного проекта, то есть при участии и поддержке государства. Данных только по этому одному предприятию нет. Зато известно, что в прошлом году производство пеллет в целом по Segezha Group сократилось на 45 процентов.

Причина в том, что пеллетное производство проектировалось и развивалось с целью продажи его продукции в первую очередь на европейском рынке. С началом СВО этот рынок закрылся для россиян. Оставалось продавать пеллеты в других странах. Достаточно крупным рынком поначалу выступила Южная Корея. Сюда кучно повезли пеллеты не только из Сибири, но и из Архангельской и прилегающих к ней областей российского Северо-Запада.

Однако два месяца назад южнокорейский рынок практически закрылся для российских лесопромышленников. Формально отгружать пеллеты для этой страны, как и другую лесопромышленную продукцию, как и прежде, можно. Южнокорейские деловые круги заинтересованы в получении товаров из России. Однако нет никакой уверенности в том, что южнокорейские компании смогут за этот товар рассчитаться. Причина во вторичных санкциях по линии банковской системы, введенных США с июня 2024 года. Южнокорейские банки, из тех, что корреспондируются с американскими и имеют право вести расчеты в долларах, не рискуют проводить платежи в пользу российских компаний. Платежки южнокорейские фирмы, как правило, честно оформляют, высылают их копии в Россию, но деньги не движутся. 

Приключения денег в Китае

лес-2

-- Основные рынки сбыта для нашей компании – это Китай, Южная Корея и Япония, -- рассказывает генеральный директор ООО «Горлесмет» Алексей Горбачёв. –  На протяжении последних двух месяцев остро встала проблема неплатежей. Если говорить о торговле с Китаем, то существенно тормозятся, не проходят транзакции ни в рублях, ни в юанях.  Что же касается Японии и Южной Кореи, то мы в эти страны отправили довольно много товара. Но деньги оттуда не приходят, и мы уже не знаем, как решить эту проблему. Тупик.

Во взаимоотношениях с Китаем ситуация тоже непростая. Банковские платежи не проходит. Крупные китайские банки боятся санкций со стороны США. Те же банки, что помельче и не связаны договорными отношениями с банками США, не всегда решаются проводить платежи.  Сегодня китайцы опасаются работать с нами, потому что не уверены, дойдут ли отправленные ими деньги или нет. Отгружать продукцию на экспорт, зная, что деньги могут не прийти, мы не можем. По сути, патовая ситуация сложилась на рынке. Пытаемся открывать счета в разных российских банках из тех, что не работают с долларами, а потому более защищены от санкций со стороны США, но пока безуспешно.

В итоге доходит до того, что китайцы, наши партнеры, специально приезжают в Россию, чтобы наличные деньги, чаще всего юани, но бывает и рубли положить нам счёт.

Ситуация осложняется тем, что мы специально для южнокорейского рынка осуществили распил крупной партии древесины. Размеры полученных досок не соответствуют российским стандартам, поэтому сбыть их внутри страны мы не сможем.

Таможня не даёт добро

Приостановлю рассказ Алексея Николаевича. Буквально на днях Красноярская таможня распространила сенсационный пресс-релиз о том, что таможенники пресекли попытку вывоза в Китай в ручной клади российским гражданином крупной партии наличности в долларах, евро и юанях на общую сумму, превышающую в пересчете 65 тысяч долларов США. Как известно, с 1 марта 2022 года вывоз из России наличности свыше 10 тысяч долларов США в любой иностранной валюте временно запрещен.

По словам пресс-секретаря Красноярской таможни Анны Помазкиной, это уже второй подобный случай. Первый – случился в прошлом году.

Наши таможенники, конечно, молодцы, что выполняют ведомственные инструкции. Однако невдомёк им, что сегодня, в условиях действия вторичных санкций против России провоз наличности за границу стал необходимым условием взаиморасчетов между деловыми кругами наших стран. Как я считаю, российским властям необходимо не просто скорректировать инструкцию по вывозу валюты за рубеж в сторону увеличения вывозимой суммы, но и помалкивать о случаях поимки якобы контрабандистов. Не время гордиться подобными достижениями. Надо дать возможности бизнесу закупать и продавать товары за рубежом за наличку в условиях современной санкционной войны.   

Даёшь иностранные банки

Надо сказать, что российское правительство весьма оперативно отреагировало на кризис неплатежей во внешнеэкономической деятельности. Уже 19 июля проект закона о разрешении с 1 сентября открывать в России филиалы иностранных банков поступил в Государственную думу, а 31 июля последняя приняла его в третьем, окончательном чтении. Соответствующие нововведения вписаны в качестве поправок в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Удивительно, но и российский Центробанк не стал тянуть волынку и буквально в считанные дни дал положительное заключение на законопроект.

В мою задачу не входит обстоятельная характеристика этого нововведения. Филиалы иностранных банков не станут полноценными финансовыми учреждениями и не получат возможности работать с физическими лицами. Однако в случае, если они не работают с евро и долларами, через них можно будет осуществлять транзакции между российскими и иностранными юридическими лицами. То есть кризис неплатежей во внешнеэкономической деятельности в значительной мере может быть разрешён.

Важно и другое обстоятельство. Филиалам иностранных банков в соответствии с новым законом разрешено работать на рынке ценных бумаг. Это фактически означает, что они могут осуществлять деятельность на российском фондовом рынке, покупать не только акции отечественных компаний, но и облигации государственных займов.

В наше время государственные облигационные займы превратились в превосходную кормушку для крупнейших российских банков, в том числе и с госучастием. Доходность по ним достигала в период до увеличения нашим Центробанком с 26 июля ключевой ставки с 16 до 18 процентов 16,5 процентов годовых. В условиях весьма ограниченной конкуренции на рынке ценных бумаг формально отечественные банкиры, а реально ростовщики российской закваски откровенно наживаются на государственном долге.

Сегодня ключевая ставка в том же Китае составляет 3,45 процента годовых. Реально филиалы китайских банков могут занимать деньги в юанях под очень низкий процент, конвертировать их в рубли, а затем покупать российские гособлигации по гораздо более выгодным для российского бюджета условиям.  Благодаря открытию филиалов иностранных банков в банковской системе страны усилится конкуренция, и это при всех отрицательных последствиях проникновения зарубежных финансовых организаций на российский рынок позволит ослабить могущество отечественного банковско-финансового олигархата.     

Самый независимый центробанк мира

цб

Позволю сделать себе ещё одно совсем не малозначимое отступление. По всему миру решения центробанков о ключевой ставке принимаются коллегиальными органами.

Возьмём, к примеру, Банк Англии, как старейший центробанк мира. Решение по ключевой ставке в нём принимается Комитетом по денежно-кредитной политике. В его состав входят: управляющий Банком Англии, два заместителя управляющего, два исполнительных директора Банка и четыре члена, назначаемых канцлером казначейства. Поскольку казначейство входит в состав правительства страны, то вполне понятно, что оно через своих представителей может существенно влиять на решения по ключевой ставке.

В пока ещё главнейшем центробанке мира – Федеральной резервной системе (ФРС) США вопрос по ключевой ставке находится в ведении Федерального комитета по открытому рынку. Он состоит из 12 членов: всех семи членов управляющих ФРС, включая самого управляющего, назначаемых президентом страны, но утверждаемых конгрессом; президента Федерального резервного банка Нью-Йорка, как главного акционера ФРС; а также четырёх президентов от других федеральных резервных банков, которых, как известно двенадцать.

Если президент ФРБ Нью-Йорка неизменно является вице-президентом Федерального комитета по открытому рынку, то остальные его члены от федеральных резервных банков тянут эту лямку по году, уступая её в ходе ротации президентам других ФРБ. Возглавляет Федеральный комитет по открытому рынку управляющий ФРС.

Как видим, семь человек в этом комитете, то есть большинство его состава, назначаются президентом страны. Кандидатур под эти должности администрация президента подбирает самостоятельно. В итоге отнюдь не одним представителям банковского сообщества непосредственно принадлежит право утверждении ключевой ставки, как главной цифры экономики.

В России же совсем другая ситуация. В совет директоров Банка России входят 15 человек. Как они назначаются? Процитирую закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: «Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации».

Чувствуете разницу? Если в США и Великобритании исполнительная власть может повлиять на решение по ключевой ставке через своих представителей в соответствующих органах управления, то в России все члены Совета директоров ЦБ – это люди главы ЦБ! И президент страны, и правительство находятся в данном случае не у дел. Как решит глава ЦБ со своими людьми – так и будет. В общем, Банк России формально-юридически на сегодня, пожалуй, самый независимый от исполнительной власти центробанк мира.

Цели нашего ЦБ тоже прописаны специальной статьёй в законе. Их пять: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. 

Нет необходимости доказывать, что первую свою, между прочим, записанную в Конституции РФ, цель, касающуюся защиты и обеспечения устойчивости рубля, наш ЦБ не выполняет. Вторая цель про банковскую систему вообще является экзотической. Специально просматривал законы о центробанках мира. Нигде, даже в законе о центробанке Казахстана, очень близком по содержанию к российскому, нет в целях национального банка слов и мысли о том, что главный банк страны должен развивать и укреплять банки.

Весьма любопытно, что перед ЦБ не стоит цель укрепления финансового рынка (хотя, он как мегарегулятор за него в отличие от многих ЦБ мира тоже отвечает). Банк России ответственен лишь за его развитие и обеспечение стабильности. Теперь поясню, что это означает на практике.

Финансовый и банковский рынок – не совсем одно и то же. Если перед вами стоит цель укреплять банковскую систему, то вы это и будете делать. Если перед вами не стоит цели укреплять финансовый рынок, то вы не будете этого делать. На финансовом рынке не только идёт валютная торговля, но и крутятся ценные бумаги, в первую очередь акции и облигации. Деньги, то есть ликвидность, говоря банковским языком, перетекают туда, где их выгоднее хранить.

Если ключевая ставка высока, то народ и юридические лица стремятся деньги складывать на депозиты в банках, получая при этом солидные проценты. Фондовый рынок, как сегмент рынка финансового, благодаря этому скукоживается. Потому что платить дивиденды от 18 процентов годовых могут очень немногие отрасли и компании. Отечественный ЦБ в последнее десятилетие, как правило, поддерживает ключевую ставку на уровне гораздо выше инфляции, что делает национальный фондовый рынок неполноценным и сдерживает приток капиталов в реальную экономику.

Зато банки, особенно самые крупные, при такой ситуации находятся в самом, что ни на есть вкусном шоколаде. Ликвидность-то к ним перетекает, а по инструкциям ЦБ расставаться с нею, выдавая кредиты по ставкам ниже ключевой, не положено, да и рискованно. Обвинят в коррупции во имя сохранения негласного банковского картеля по поддержанию цен на рынке банковских услуг. И накажут кого следует.  

В итоге акции отечественных компаний реального сектора экономики, как правило, недооценены. Любой спекулянт (их сейчас принято именовать инвесторами) понимает, что именно в ту пору, когда ЦБ взвинчивает ключевую ставку, нужно по дешёвке покупать акции промышленных компаний.

Филиалы иностранных банков, которые с 1 сентября этого года получат возможность работать на рынке ценных бумаг России, смогут не только обеспечивать взаиморасчёты между компаниями России и других, в первую очередь, дружественных стран, но и скупать за бесценок акции российских компаний!

Разумеется, финансисты из недружественного зарубежья тоже хотят погреть руки на российских активах. Не успела Госдума принять закон о филиалах иностранных банков в России, как в США засуетились. Уже 2 августа Минфин США и власти Великобритании продлили лицензии на возможность торгов по обмену рублей на доллары и фунты стерлингов на Московской бирже до 12 октября. Пока неясно, как скажется это на взаиморасчётах между российскими компаниями и их партнёрами как из дружественных, так и недружественных стран. Но зато ясно, что благодаря указанной поблажке Московской бирже и связанным с ней структурам иностранные хедж-фонды постараются через посредников скупить за рубли по бросовой цене акции российских компаний, а потом их выгодно продать, когда они под влиянием появления на рынке филиалов иностранных банков (которые будут их наверняка покупать) вырастут в цене.   

Июль ознаменовался двумя важными сдвигами в области не подвластной американскому Минфину системы внешнеэкономических расчётов. Во-первых, в России на высшем государственном уровне сняты былые ограничения на использование криптовалют при взаиморасчётах. Во-вторых, чётко было заявлено, что цифровой рубль уже в следующем году пройдёт этап его экспериментального использования и войдёт на постоянной основе в наше экономическое пространство.

Обольщаться не надо. Здесь ещё немало предстоит преодолеть всевозможных терний. Но в целом, благодаря последним решениям российского правительства начали складываться предпосылки для расшивки кризиса неплатежей во внешнеэкономической деятельности.

Однако есть и другие инструменты для решения этой проблемы. 

Бартером – по санкциям

Снова предоставлю слово Алексею Горбачёву:

-- Есть предложения так решать вопрос неоплаты за нашу продукцию. Чтобы мы отправляли за границу пиломатериал, а взамен ввозили в нашу страну какую-нибудь технику. При таком подходе по сути деньги не двигаются, происходит так называемый бартер. Но нет у меня опыта импорта. Я экспортер. Плюс к тому будут дополнительные затраты. Мы пока об этом ещё не говорим, но в эту сторону дрейфуем. Заниматься импортом не так просто. Нужны дополнительные кадры и затраты. Пока мы к этому не готовы, хотя уже кто-то, наверное, двигается и в этом направлении.

-- Высказанное вами предложение очень любопытно, но поддержат ли его российские власти? -- говорю ему я, -- Дело в том, что бартерные схемы ведут к тому, что государство с них не получает налоги. Так было, к примеру, в 90-е годы, когда бартер был широко распространен.

-- Поскольку речь идёт о внешнеэкономической деятельности, и провозить грузы за границу без ведома таможни не получится, то, как я думаю, государство в случае бартерных внешнеэкономических операций сможет найти решение этого вопроса. Не уйдешь здесь от налогов, да мы и не стремимся, и не стремились никогда к этому.

-- То есть в таком случае выход в том, чтобы создать какую-то структуру, которая будет на деньги, вырученные от экспорта, покупать что-то в Китае, продавать в России, и тем самым способствовать товарообмену между нашими странами? Вы выступаете за бартеризацию внешней торговли?

-- Это один из вариантов. Проблему неплатежей нужно снять. Причём в кратчайшие сроки.

Вопрос весь в том, как происходят сегодня неплатежи. Китайцы нам деньги отправляют, японцы и корейцы – тоже. Но промежуточные банки, так называемые банки-корреспонденты, которые сегодня, я так понимаю, аффилированы с Соединенными Штатами, просто не пропускают эти платежи. Нам контрагенты шлют копии платёжек, что деньги отправлены, но деньги возвращаются.

Китай однозначно от этого испытывает неудобства. Но проблема до сих пор не решается. Какие могут быть ещё варианты её решения? Например, создание совместных с другими странами клиринговых палат. Российско-китайских, российско-турецких и так далее. Через них можно будет рассчитываться в национальных валютах, не рискуя попасть под санкции. Многие из стран разрешают своим компаниям рассчитываться через биржу криптовалютами.

С моей точки зрения, в России мало разрешить расчеты между компаниями в криптовалютах. А тренд в эту сторону, как видно из последних решений Государственной думы, наметился. Было бы неплохо, если бы в контрактах между представителями бизнес-структур России и других стран такая возможность на законодательном уровне была прописана. Тогда и санкции можно обойти, и проблем при взаимодействии бизнеса с контролирующими органами – таможней, налоговой инспекцией и прочими – не создавать. 

Не могу не согласиться с Алексеем Николаевичем в том, что с дружественными странами нужно нам совершенствовать систему финансовых взаимоотношений. Бизнес сам, без разрешения и поддержки сверху, пожалуй, не сможет организовать эффективную систему взаиморасчётов во внешнеэкономической деятельности, способную обойти западные санкции. Государство наше, с моей точки зрения, должно к этому подключиться. Причём медлить, прикрываясь бюрократическими отписками, уже нельзя.

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.

Окончание следует.

Источник: Красноярский рабочий

 


Количество просмотров: 6356
17.08.2024 00:25 | 2227блог автора

Еще публикации: