Для длительной, безопасной эксплуатации двухосная тележка грузового вагона должна соответствовать отраслевым стандартам. Это касается габаритов, конструкционной скорости, других характеристик.
Требования к характеристикам тележек, их конструктивным элементам
База тележки согласно ГОСТ варьируется в пределах 1800–1890 мм. Диаметр шкворня – 50 мм. Разрешается, чтобы он был больше на 0,6 мм или меньше на 1 мм. В проектной документации тележки должны указываться следующие характеристики:
-
Предельная статическая нагрузка на ось.
-
Размеры базы с учетом допустимой погрешности.
-
Расстояние от опорной поверхности подпятника до скользуна.
Согласно ГОСТ, конструктивные элементы тележек должны обладать достаточной устойчивостью к статическим нагрузкам, запасом сопротивления усталости.
Тележки должны соответствовать требованиям к качеству хода вагонов. Оно определяется с учетом требований заказчика, спецификой перевозимых грузов. Кроме того, тележки должны обеспечивать достаточное тормозное усилие.
Рычажные передачи, которые его обеспечивают, должны регулироваться для эксплуатации с колесами разного диаметра. Тележки комплектуются защитными устройствами, которые предупреждают потерю компонентов тормозной системы. Для повышения ее надежности рекомендуется использовать втулки из износостойких материалов. Если используется кассетный подшипник, то должен исключаться его выход из адаптера.
Дополнительные или специальные конструктивные элементы
Тележки разрешается комплектовать специальными адаптерами. Они используются совместно с подшипниками кассетного типа. В этом случае не нужна установка букс. Адаптеры должны соответствовать нормативам ГОСТ.
Возможно включение в конструкцию балки (кронштейна) авторежима. Этот элемент обеспечивает устойчивость, равномерно распределяет нагрузки на оси вагона. Он играет важную роль в поддержании правильного положения тележки, предотвращает её деформацию под воздействием внешних сил. Балка авторежима также способствует снижению износа колесных пар, улучшает общую надежность, продлевает срок эксплуатации грузового вагона.
При использовании гидравлических гасителей в рессорном подвешивании обязательно наличие конструкционных связей. Они обеспечивают жесткость.
Требования к климатическому исполнению
Согласно отраслевым стандартам, тележки должны изготавливаться в климатическом исполнении УХЛ1. Это означает, что они адаптированы для эксплуатации в условиях умеренного и холодного климата. Климатическое исполнение УХЛ1 характеризуется следующими особенностями
-
температурный диапазон эксплуатации: от -60°C до +40°C;
-
используются материалы и покрытия, устойчивые к низким температурам и коррозии;
-
используются специальные уплотнения и защитные элементы, предотвращающие попадание снега, льда и влаги в узлы и механизмы тележки;
-
применяются специальные смазочные материалы, сохраняющие свои свойства при низких температурах.
Все перечисленное позволяет тележкам грузовых вагонов сохранять функциональность в суровых климатических условиях, обеспечивать безопасность и надежность перевозок.