Как стало известно на прошлой неделе, в августе планируется провести двадцатый по счёту Красноярский экономический форум. Об этом сообщил губернатор края Михаил Котюков в кулуарах прошедшей в краевой столице XI Российско-Киргизской межрегиональной конференции.
Многие наблюдатели к этому событию отнеслись с немалым скепсисом. Дело в том, что это уже не первый случай, когда осуществляется перенос сроков этого форума.
Стало традицией, что форум проводится обычно в марте. Однако в текущем году в марте проходили президентские выборы. Провести на должном уровне форум в этих условиях просто невозможно. Тема выборов для федеральной и региональной элиты важней и значимей. В начале мая общественности сообщили, что форум предположительно пройдет в первой половине июля. Но, как видим, произошёл очередной перенос сроков его проведения.
Как мне сообщили в пресс-службе губернатора и правительства края, подготовка к форуму идёт, но поскольку сроков его проведения пока нет, то и говорить что-либо конкретное на эту тему преждевременно.
Буду считать, что в августе это мероприятие всё же состоится на берегах Енисея. В пользу этого мнения могу выделить несколько обстоятельств. Во-первых, в противном случае общественность просто не поймёт, навесит на нашего губернатора ярлык словоблуда. Во-вторых, проведение форума под занавес лета очень может пригодиться при осуществлении необходимых корректировок в бюджетный процесс как на федеральном, так и региональных уровнях.
Ещё в прошлом году было заявлено, что с 2024 года форуму вернут федеральный статус, утраченный в 2019-м. Соответственно, деньги на его проведение заложены в федеральном бюджете. Главной, узловой темой форума, как ранее сообщалось, станет реализация Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 (Стратегии -2035), принятой в январе прошлого года.
Сам этот документ носит рамочный характер. В нём раскрывается видение правящих кругов, какие отрасли и кластеры следует в Сибирском федеральном округе развивать. Именно кластерный подход, с моей точки зрения, стал главным. В октябре 2023 года правительством России был утвержден план реализации этой стратегии. В нем подробно расписано, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо реализовывать в рамках формируемых восьми кластеров: «Лес, лесопереработка и лесохимия», «Переработка алюминия», «Драгоценные металлы», «Цветные и редкоземельные металлы», «Туризм», «Сельское хозяйство и пищевая промышленность», «Нефть и газ», «Уголь».
А за таким планом должны стоять строчки в бюджете, то есть деньги немалые. Тем более что со следующего года будет запущен целый пакет новых национальных проектов – и в этом случае возникает немало вопросов, как расходовать средства, на них выделенные.
О том, на что и как деньги делить пока нет полной ясности. Для реализации Стратегии-2035 в достаточных объёмах одних только бюджетных средств явно не хватит. Один из вариантов – целевое финансирование ключевых отраслей и проектов за счёт эмиссии средств Центробанком, выдача им дешёвых кредитов.
Кстати, подобная практика была в дореволюционной России. По инициативе министра финансов Сергея Витте в 1894 году в Уставе Госбанка страны была так определена цель его деятельности: «облегчение денежных оборотов, содействие, посредством краткосрочного кредита, отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству, а также упрочение денежной кредитной системы». Денежная подпитка экономики за счёт средств Госбанка стала важным слагаемым экономического роста в стране в конце XIX – начале XX века.
В общем, сегодня ясно, что без реформы Банка России, подчинения его деятельности проблемам экономического роста в стране проблему нехватки инвестиционных ресурсов в российской экономике не решить. Ныне же одной из целей Центробанка, как записано в законе о нём, является «развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации». Иными словами, ЦБ является проводником интересов банкиров, а не экономики страны в целом.
Расходные обязательства бюджетной сферы, да и бизнеса, очень сильно зависят от стоимости денег в экономике. В разгар лета мы столкнулись с ситуацией, когда коммерческие банки начали по явно завышенным процентным ставкам привлекать деньги на депозитные счета, вытягивая их из экономики и потребительского рынка. Дошло до того, что президент России Владимир Путин, выступая в июне на Петербургском международном экономическом форуме, обратил внимание на то, что крупнейшие банки с госучастием, поднимая депозитные ставки, фактически действуют «как пылесос», высасывая деньги из других банков. «Не знаю, это обоснованно или нет», -- деликатно добавил при этом Владимир Путин.
В тот же день как раз состоялось заседание совета директоров Банка России, посвященное размеру ключевой ставки. И (о чудо?!) ЦБ не рискнул в очередной раз её поднять, якобы для борьбы с инфляцией и явно выдуманным, с моей точки зрения, его псевдо-теоретиками «перегревом экономики» в России.
Нет полной ясности, решится ли ЦБ всё же поднять ключевую ставку на грядущем 26 июля очередном заседании совета директоров. Одно дело распускаемые им пугалки, что в противном случае накроет страну волна инфляции, другое дело – позиция промышленных кругов, для которых дорогие деньги – путь в экономическое забвение.
Любопытно, что и дорогие кредиты сегодня идут нарасхват. Одна из причин этого в том, что после начала СВО многие игроки рынка потеряли возможность привлекать сравнительно дешевые кредитные ресурсы за рубежом. Им остается кредитоваться на внутреннем рынке, где орудуют банковско-финансовые олигополии, в том числе и с госучастием.
Банкирам выгодно, когда наблюдается дефицит денег. Их товар – деньги – в этом случае можно продать дороже. Банкирам выгодна война, поскольку в этом случае к ним на поклон за деньгами идут государства, то есть надёжные заёмщики. Одно дело продавать деньги частным лицам и малым компаниям, за которыми ещё побегать нужно и рекламой привлечь. Другое – когда государство выпускает облигации. Одна сделка – и банк получает стабильный и приличный процентный доход. А если таких сделок много, то финансовым организациям и их акционерам вообще можно жить припеваючи. Процентные доходы банкиров напрямую зависят от размеров ключевой ставки. Чем она выше, тем большую маржу можно получить от покупки государственных облигаций.
В прошлом году не без помощи политики ЦБ по ускоренному повышению ключевой ставки и во многом благодаря обслуживанию государственных займов банковская система России получила рекордные прибыли. В текущем году ситуация для банков отнюдь не хуже, а если будет ещё поднята ключевая ставка, для банкиров вообще наступит денежный рай.
В общем, следует ожидать решений от высшего политического руководства страны в части изменения подходов к денежно-кредитной политике. Но слишком много лиц и сторон заинтересованы в устоявшихся её форматах. Продавить подобное политическое решение будет очень нелегко.
В 2008 году Красноярский экономический форум стал площадкой, на которой кандидат в президенты страны Дмитрий Медведев озвучил знаменитые четыре «и» своей экономической программы: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. Не исключено, что и в 2024 году КЭФ станет площадкой для оглашения существенного поворота в экономической политике.
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.
Фото с сайта Красноярского экономического форума: https://kef2024.ru
Источник: Красноярский рабочий