Регион: Выбрать регион
Сейчас: 16 апреля 11:04:39
Вторник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Развитие клиентского сервиса в транспортно-логистических системах: принципы и направления

Осташевская Оксана  Анатольевна

к.э.н., доцент кафедры «Финансы и стратегический менеджмент»

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»

г. Иркутск, Россия

E-mail: oksana-frey@mail.ru

 

Развитие  логистического сервиса на железнодорожном транспорте являются отражением политики клиентоориентирования ОАО «РЖД». Однако, негативные факторы микросреды организации, связанные со снижением объема отправок грузов, диктуют потребность в оптимизации работы служб маркетинга и логистики железнодорожного транспорта. В статье рассматриваются потенциальные направления изменений в условиях снижения объемов погрузки, связанные с организацией логистического процесса.

Ключевые слова: логистический сервис, политика клиентоориентирования, контрактная логистика, транспортно-логистическая система

 

Development of customer service in transport and logistics systems: principles and directions

Ostashevskaya Oksana Anatolyevna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Strategic Management

FSВE of  HE «Irkutsk State Transport University»

Irkutsk, Russia

 

The development of logistics services in railway transport is a reflection of the client-oriented policy of Russian Railways. However, the negative factors of the microenvironment of the organization associated with a decrease in the volume of cargo shipments dictate the need to optimize the work of marketing and logistics services of railway transport. The article discusses the potential directions of changes in the context of a decrease in loading volumes associated with the organization of the logistics process

Key words: logistics service, customer focus policy, contract logistics, transport and logistics system

 

Совершенствование логистической деятельности транспортных организаций в России являются необходимым условием эффективного перемещения товаров в рамках региональных транспортно-логистических систем. Потребность в проведении организационных изменений в сфере управления логистикой на железнодорожном транспорте, как неотъемлемой и стратегически важной в рамках транспортной системе, связана с формирующими ее функционирование факторами: объемами производства и отправок грузов, динамикой объемов внешнеторговых операций, изменением направлений грузопотоков и т.д.

Базовым фактором, определяющим потребность в оптимизации деятельности логистических подразделений железнодорожного транспорта является снижение объемов транспортной работы, а значит и снижение показателей доходности транспортных операций. По данным статистической отчетности ОАО «РЖД» общий объем погрузки в сети ОАО «РЖД» в 2020 году снизился по сравнению с  2019 годом на 2,7 % и составил 1 243,6 млн. тонн в сравнение с 1278,1 млн. тонн в 2019 году. Снижение объемов погрузки связано с негативно динамикой количества сделок относительно отправок грузов традиционного сектора маркетинга на железнодорожном транспорте, а именно: нефти и нефтепродуктов на 10%, черных металлов на 10 %, химических продуктов на 6,1%,  цемента на 4,5 %, каменного угля на 5% и т.д. Данная тенденция подтверждается отчетными данными об отправках грузов на региональном уровне. Так, объемы погрузки на участке Восточно-Сибирской железной дороги снизились по таким направлениям грузов как каменный уголь (на 10,3%) , лесных грузов (на 17,8 %), промышленного сырья  (на 13,8%), лома черных металлов (на 14,8 %) и т.д.

Перечисленные грузы составляют традиционный сегмент услуг железной дороги, под которым понимается клиентский сектор производителей-грузоотправителей сырьевых и стратегических грузов в рамках региональных экономических систем [2, с.107]. В то же время, снижение популярности традиционного сегмента услуг железнодорожного транспорта объясняется недостаточной скоростью перемещения материальных ресурсов, и ограничением доступности и маневренности железнодорожных перевозок.

Снижение объемов погрузочной работы свидетельствует о необходимости поиска новых рыночных сегментов, что может быть обеспечено только путем развития системы логистического сервиса, повышение его качества и развития функциональной интеграции между различными видами транспорта в цепи поставок грузов.

Вопросы управления взаимодействием транспортных и логистических компаний,  а также формирования и организации работы транспортно-логистических систем отраслевого и регионального уровня  неоднократно рассматривались как  в трудах российских ученых [3-5], так и в рамках  действующих национальных проектов. Особое внимание хочется уделить проектам и программам, развитие которых в настоящее время подвергается корректировке, что обусловлено воздействием фактора экономических и политических санкций, а также объективных условий сокращения производства в период пандемии 2020 года.  К числу таких проектов следует отнести следующие:

-        Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года в редакции от 01.10.2018 г.;

-        Комплексный план модернизации и расширения  магистральной инфраструктуры до 2024 года ;

-        Распоряжение об утверждении Политики клиентоориентированности холдинга «РЖД» в области грузовых перевозок от 26 июля 2016 года № 1489 р.

Необходимость в росте конкурентоспособности логистических услуг ОАО «РЖД» в рамках транспортно-логистических систем обусловливает разработку нормативной базы, поддерживающей принципы политики клиентоориентирования и определяющей базовые ценности холдинга. В числе таковых следует выделить [5]: 

-        обеспечение долгосрочного партнерства с клиентами регионального рынка;

-        расширение портфеля логистических услуг в интересах потребителей; соблюдение баланса интересов государства, потребителей, холдинга - ОАО «РЖД», а также его акционеров;

-                   обеспечение эффективного партнерство и ответственность в процессе оказания транспортно-логистической услуги.

В качестве проблемных вопросов регионального уровня управления, связанных с внедрением политики клиентоориентирования можно выделить следующие недостатки:

-        недостаточную координацию в системе управления региональной транспортно-логистической инфраструктурой;

-        отсутствие управляемости звеном логистической цепочки между компаниями автомобильного транспорта и подразделениями ОАО «РЖД»;

-        низкую скорость в организации договорной работы в процессе заключения трехстороннего договора (клиент-ОАО «РЖД»-агент).

Высокая дифференциация рынка  грузовых перевозок, сложившаяся в сфере автомобильного транспорта негативно влияет на формирование как ценовой ценовой, так и сервисной политики, что снижает качественный уровень оказания транспортно-логистических услуг на уровне региона. В целом, отсутствие общих принципов управления оказывает негативное воздействие на состояние и возможности совершенствования региональной транспортно-логистической инфраструктуры, что в последствии снижает эффективность и безопасность протекания процессов товародвижения. 

С точки зрения управления эффективностью организации логистических цепей в рамках региональных систем, перспективным  направлением представляется функциональная логистическая интеграция, требующая внедрения новых информационных технологий, обеспечивающих повышения скорости логистического процесса.

В качестве одного из принципов оптимизации работы с клиентами, является внедрение информационных технологий и цифровых методов обработки данных о клиентах, а также цифровая организация процессов клиентской работы в процессе оказания логистической услуги. В качестве актуальных направлений развития логистического сервиса, согласно плана Комплексного развития магистрального транспорта до 2024 года, следует считать [6]:

-        технологии для интеллектуального анализа данных о клиентах грузоотправителях, объемов отправок грузов и типовых цепях поставок;

-        модели управления клиентскими базами данных;

-        модели управления агентскими базами данных, так как это необходимо в рамках контрактной работы и сокращения времени подбора партнера в цепи поставок и  заключения договоров транспортировки грузов;

-        технологии ведения распределенных реестров учета и удостоверения прав (blockchain).

Достижение результатов, установленных в транспортной части Плана зависит как от условий финансирования представленных проектов, так и от заинтересованности участников рынка транспортно-логистических услуг в получении повышенного уровня доходности. Одной из проблем организации грузовых перевозок, является задача сокращения времени поставок в при организации услуг по контейнерным перевозкам грузов, представляющих перспективную зону обслуживания на рынке транспортных услуг [1, с.233-235].

В качестве базовой идеи интеграции рассматривается возможность формирования стратегического альянса как среднесрочной формы контрактирования транспортных, логистических и производственных компаний в целях формирования единого цифровой площадки управления процессами перемещения грузов Внедрение цифровых технологий в управления процессом оказания транспортно-логистических услуг позволило бы сократить время на заключение контракта, включая поиск агента-посредника. 

Решение вопросов интеграции транспортных  компаний, логистических операторов с организациями грузоотправителями на региональном уровне и на базе создания единых информационных систем позволит достичь следующих целей и результатов:

-        повысить доходность транспортных операций;

-        снизить ущербы и риски при организации и оказании комплексной транспортно-логистической услуги;

-        расширить географию потребительского рынка за счет совместного использования инфраструктурного комплекса логистики;

-        повысить уровень логистического сервиса за счет применения технологии конкурентного отбора посредников в рамках цифровой организации управления транспортным процессом.

 

Библиографический список:

 1.Галабурда В.Г., Соколов Ю.И. Транспортный маркетинг: учебник / В.Г. Галабурда, Ю.И. Соколов. -М.ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2020.-472 с.

2. Элларян А.С. Логистические подходы к управлению интегрированными бизнес -процессами в сфере транспортно-экспедиторских услуг / А.С. Элларян // РИСК. – 2013. –№ 3. – С. 10–12

3.Хаирова С.М. Выбор концепции логистики транспортными системами России при формировании опорных сетей и интеграции услуг / С.М. Хаирова // Вестник СГТУ. – 2014. – № 1(74). – С.217-222.

4.Фрейдман О.А. Методология интеграции компаний на рынке транспортно-логистических услуг: монография /О.А. Фрейдман -  Иркутск, Изд-во ИрГУПС, 2017.-178 с.

5. Распоряжение об утверждении Политики клиентоориентированности холдинга «РЖД» в области грузовых перевозок от 26 июля 2016 года № 1489 р. http://docs.cntd.ru/document/456025278. Дата обращения 27 марта 2021 г.

6. Комплексный план модернизации и расширения  магистральной инфраструктуры до 2024 года. http://docs.cntd.ru/document/551365461.Дата обращения 27 марта 2021 г.


Количество просмотров: 940
30.06.2021 04:53 | 1vpanteleevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама